По осени мне вдруг захотелось перечитать Трех мушкетеров. Книгу я откопала еще в сопливом детстве в родительской библиотеке и зачитала до дыр, но последний заход был очень уж давно, надо было освежить впечатления. Сразу подумала, что если пойдет, почитаю и продолжения, с которыми не знакомилась раньше. Пошло. Правда заняло много времени, попутно еще пересмотрела некоторые экранизации. Про них написала отдельно в кинопосте, но и тут кратенько. Советский мини-сериал я с пеленок знала наизусть. Его продолжения тоже смотрела, будучи постарше, но реже и помнила похуже. Плюс была куча забугорных вариаций. Еще тогда я была убеждена, что наши, несмотря на скомканность и отсебятину, сняли ближе всех к оригиналу, превзойдя даже французов. И сейчас это мнение только утвердилось. Так что для меня мушкетеры навсегда остаются в образах, созданных советскими актерами.
читать дальшеЭто было вступление, перейдем непосредственно к книгам. Честно, если бы я знала, что там такой пиздец, отложила бы чтение на несколько месяцев, потому что нахуй такие "жизнеутверждающие" истории в не лучшие периоды жизни. Однако, получилось приурочить к 40-летнему юбилею советского фильма, что заранее не планировалось.
Понравился язык, которым написаны Мушкетеры. Возможно именно благодаря ему я осилила книгу в детстве и потом несколько раз на бис, потому что даже в тридцать лет у меня ломался мозг от французских имен, титулов и дворянских речей в стиле "Не соблоговолите ли, любезный сударь...". Но все эти громоздкие языковые конструкции вплетены в простой, легко усвояемый текст, щедро сдобренный иронией и юмором (местами черным). То есть вот тут те самые "любезные судари", а там "Пенистое анжуйское вино превратило трех собутыльников сначала в трех чертей, а потом в три бревна". И вся книга в таком духе.
Нынче для себя еще отметила, как все таки легко жили и умирали люди в те времена. Можно было возмутиться, что кто-то тебя неосторожно толкнул на улице, вызвать его на дуэль и убить или самому благополучно помереть, если противник попадется шустрее. Если сейчас "отвечать за слова" своей шкурой принято у гопоты, раньше это было "хобби" благородных дворян.
Что еще понравилось - почти весь сюжет состоит не столько из прямого противостояния сторон в виде поединков (хотя их хватает с лихвой), сколько из соревнований, кто кого перехитрит, раскроет и обойдет. Довольно увлекательно за этим наблюдать, начиная с мелких планов типа "Как предупредить кого-то и не спалиться" до суперпупермегаплана из третьей книги. То есть дерутся-то персонажи много, но главное противостояние идет на другом уровне. С Ришелье вообще никто не скрещивал шпаги, что не мешало ему быть главным врагом мушкетеров.
К слову о врагах. Во всех трех книгах довольно условное деления на плохих и хороших. Ришелье был самым серьезным противником (Миледи шикарна, но она все таки действовала под его началом), на мой взгляд, но это он дал д'Артаньяну подняться по карьерной лестнице. И после его смерти кардинала не единожды поминают как великого деятеля и достойного врага. "Наш кардинал", "великий кардинал".
"Бороться можно только с таким противником, который хоть что-нибудь из себя представляет."
Во второй книге в качестве главного противника выступает Мазарини (Мордаунт опять же не сам по себе, хотя изначально им движет именно личная месть), но тут уже видно, что враг, как впрочем и дворянство в целом мельчает, вся былая эпоха приходит в упадок. Но главный герой опять же служит кардиналу, хотя и очень своеобразно и часто действуя по своему усмотрению. Что показательно, этот кардинал тоже способствует карьере д'Артаньяна, только вот впоследствии забирает дареное обратно. Да, это вам не Ришелье.
В третьей книге вообще с врагами очень мутно. Итальянец помирает. Премьер-министром оказывается вроде как Фуке, но он быстро обнаруживает себя не врагом д'Артаньяна, как я подумала сначала. По настрою это мог бы быть Кольбер, но он не дотягивает по влиянию. Король делает много поперечного героям, но он больше увлечен любовными интригами и смотрится как-то мерзотно, но не более. Как ни странно, но интригам и противостоянию ГГ больше всех на роль злодея подходит Арамис, которого кстати не раз сравнивают с Ришелье, то есть он продолжает традиционную кардинальскую линию, но это настолько пиздец, что я до сих пор не могу нормально переварить.
В самые ранние годы моим кумиром был д'Артаньян, веселый и лихой герой. Через некоторое время, уже в школе, я стала смотреть на жизнь чуть сложнее, и влюбилась в галантного симпатягу Арамиса. Потом я прочитала книгу и открыла для себя Атоса, мушкетера, графа и алкоголика. Портос никогда не был в фаворитах, но это не значит, что он мне не нравился, просто уступал остальным.
Д'Артаньян
- Если вы нашли, что это самый храбрый, умный и ловкий человек во всей Франции, вы его оценили верно.
...
- Но ему может помешать какая-нибудь случайность.
- Для него не существует случайностей.
- А если не хватит лошадей?
- Он побежит быстрее самой быстрой лошади.
- Что за человек!
- Да, этого человека я люблю и восхищаюсь им. Я люблю его, потому что он добр, благороден, честен; восхищаюсь им, так как для меня он воплощение человеческого могущества. Но, любя его, преклоняясь перед ним, я его боюсь и остерегаюсь. (Арамис)
д'Артаньян все три книги исправно исполнял свои обязанности мушкетера и главного героя. К слову, пусть первая книга и называлась "Три мушкетера", не вместив в название ГГ, как раз он и прослужил солдатом дольше всех. Впрочем остальным отставка не помешала оставаться мушкетерами душой.
В первой книге д'Артаньян еще молод, импульсивен, только пробует жизнь на вкус и в силу этого допускает ошибки и набивает шишки, но уже тогда видно, что парень далеко пойдет. Через 20 лет это уже многоопытный солдат с крепкой рукой, острым глазом и живым умом. Он способен быстро принимать решения и находить выход из самых сложных ситуаций при стремительно изменяющихся обстоятельствах. По сюжету его наблюдательность и сообразительность не раз спасал день. На многих моментах я просто хлопала ластами от восторга - это же надо до такого догадаться!
Д'Артаньян предан своей работе больше, чем своим хозяевам, поэтому не раз говорит им в лицо то, что другой бы не осмелился. Другого бы засадили за такое в Бастилию, но храбрость и откровенность гасконца поражает даже короля. Д'Артаньян в их диалогах прекрасен, как тысячи рассветов. Он продолжает достойно служить недостойным господам до самой смерти, пусть в третьей книге и порывается пару раз уйти в отставку. Да, его можно справедливо назвать карьеристом, но в данном случае я не считаю это оскорблением. Старый пес, продолжающий нести службу, вызывает уважение.
Атос со своим великодушием - настоящий герой из романа. Портос - превосходный человек, но легко поддается чужому влиянию. На загадочном лице Арамиса ничего не прочтешь. (д'Артаньян)
В принципе, в двух словах он все сказал о своих друзьях, но краткость - сестра таланта, а не моя. Поехали.
Атос
Атос был своего рода образцом для дворян этого края; они гордились, что обладают этой священной реликвией старофранцузской славы; Атос был подлинным, настоящим вельможей по сравнению с той знатью, которую вызывал к жизни король.
Атос - воплощение благородства, идеальный дворянин. Он может вешать жен, бить слуг, пить до синих чертей, играть на чужое имущество - но не терять при этом своего достоинства. Это чуть менее заметно в первой книге и во всю ширь раскрывается в продолжениях. Собственно влюбилась я в него именно после прочтения книги, где он при всех своих человеческих недостатках умудряется стоять на ступень выше своих товарищей. Графа де Ля Фер не спрячешь под мушкетерским плащом.
По авторитету Атос больше всех подходит на роль лидера, но он всегда уступает эту роль, как правило, д'Артаньяну, не переставая, однако, контролировать ситуацию из тени и влиять на остальных. Ему отдают дань уважения как союзники, так и противники. Он не теряет лицо ни в плену, ни в тюрьме, ни перед слугами, ни перед королями.
Печально, что его благородство через 20 лет становится пережитком прошлого и вызывает восхищение и недоумение даже у близких друзей. Да и у меня, что впрочем ничуть не помешало проникнуться им еще больше. Вообще вся четверка все больше раскрывается в продолжениях - и этим они, продолжения, для меня ценны. Также во второй книге становится заметно, что Атос стареет. Это тоже грустно, но закономерно - он не только самый старший, но и самый консервативный. Ему сложнее всех прижиться в новой эпохе, когда благородство и честь теряют свою ценность. Он становится своеобразным памятником ушедшему времени, и словно в попытке перебороть перемены, пытается воссоздать прежнее дворянство в лице своего сына, но Рауль - это отдельная тема для разговора, о нем напишу ниже.
Я не знаю, как именно написать об Атосе, чтоб было понятно мое отношение к нему. Я не во всем могу его понять и разделить его взгляды, но не восхищаться его поступками не могу.
Портос
-Ну, теперь, когда все решено, пора подумать и об обеде. Если память мне не изменяет, мы всегда обедали, даже при самых опасных обстоятельствах. (Портос)
Портос - самый могучий, но самый простодушный и добрый из четверки. Его как-то незаслуженно обходят вниманием, я в том числе. В числе любимых героев трое его друзей встречаются гораздо чаще. Такой большой человек как-то теряется на их фоне. В продолжениях мне временами становилось даже обидно, когда то д'Артаньян, то Арамис используют доброту, силу и доверчивость Портоса в своих целях. Про концовку сейчас не буду, но там и до нее хватает моментов. Скажу лишь то, что наверняка не только у меня смерть титана вызвала больше эмоций. Жаль, но оценить Портоса по достоинству мне удалось только тогда.
Арамис
Терпение, вот какой-то аббат дает тумака прохожему, а теперь раскланивается с женщиной. Это, наверное, Арамис. (Атос)
Арамис - самый загадочный и противоречивый персонаж, получивший самое неожиданное развитие. Ввводная простая - красивый молодой человек, нежный, изящный, пользующийся успехом у женщин. Как показала практика, что скрывается под скромной улыбкой, лучше не знать. Невероятно осторожный и хитрый, Арамис уже в двадцать с небольшим - опытный интриган и участвует в политических играх на самом высоком уровне. Ни одна из двух известных мне экранизаций последней книги не показала его во всей красе, поэтому для меня ее события стали для меня неожиданностью.
Во второй книге я увидела стареющего Атоса. В начале третьей - Арамиса. Каюсь, меня прям расстроило, когда он так долго не появлялся в сюжете, а появившись, оказался уставшим и больным. Отбегался, сокрушенно думала я... "Я никогда в жизни так не ошибался!". Раньше я была уверена, что "шило в заднице" - это скорее про д'Артаньяна, если рассматривать эту компанию, но нет, Арамис умудрился поражать своими выходками даже его, и во второй и третьей книгах я быстро отдала это звание Арамису.
- Скажите мне, откуда свалились вы вдруг на лошадь Планше?
- Ох, черт побери, - сказал Арамис, - сами понимаете - с неба!
- С неба! - повторил Д'Артаньян, покачивая головой. - Не похоже, чтобы вы оттуда явились или чтобы вы туда попали когда-нибудь.
Да, Арамис, несмотря на всю его внешнюю религиозность и принадлежность церкви, далек от святости, как никто из его друзей. В третьей книге вообще вырисовается пугающий образ с поистине дьявольской харизмой. Милый Арамис на самом деле властолюбивый, злобный и эгоистичный человек. Временами я недоумевала, как он вообще затесался в эту компанию.
Вообще Арамис меня нынче насторожил еще с первой книге. Там на этом не заостряется внимание, но если присмотреться, пока д'Артаньян и Атос ранят и побеждают своих противников, заводя себе новых друзей или врагов, Портос просто вырубает своих, Арамис их убивает. Во второй книге уже появляется акцент на этом, особенно на контрасте с Атосом, чей дуэт с Арамисом - нечто невероятное, потому как день и ночь, свет и тьма. Насколько Атос старательно, порой до безрассудства, пытается избежать смертей, настолько легко и радостно Арамис убивает (правда в случае с Мордаунтом он был прав и Атос зря не дал другу выстрелить). Одна сцена, когда они скачут во главе революционеров по Парижу, чего стоит. Мне там даже на миг стало страшно за Рауля, хотя знала, что мальчику рано умирать. В третьей книге демоническая сущность Арамиса уже ничем не маскируется. Впечатлеются и персонажи, и читатели. Он не самый лучший вариант друга, но не в том плане, что с ним нельзя в разведку. Можно. Но если есть возможность пойти с кем-то таким же надежным, но менее отбитым, то лучше такой возможностью воспользоваться.
Наверное, на этой ноте надо перейти от отдельных персонажам к событиям книг в целом.
"Три мушкетера" изучены мною за годы до мельчайших деталей, сюрпризов никаких не обнаружилось. Разве что я немного мягче стала относится к Ришелье и некоторым условно отрицательным персонажам. Хотя та же Миледи мне и раньше была по-своему симпатична, несмотря на всю свою отрицательность. Ей стоит отдать должное - как женщине, умудряющейся в те времена держаться наравне с мужчинами. В целом первая книга носила более легкий, авантюрный характер, несмотря на смерть Констанции и жуткую сцену казни Миледи.
"Двадцать лет спустя" - это уже серьезнее. Персонажи начинают стареть, времена меняться, разгорается революция. Самым тяжелым для меня было то, что политические разногласия становятся испытанием дружбе персонажей. Горько, когда появляются тайны друг от друга и "мушкетеры" становятся по разные стороны баррикад. Есть какая-то ирония в том, что более спокойные на вид Атос и Арамис оказываются в числе революционеров-бунтовщиков, а бойкие и деятельные Д'Артаньян и Портос продолжают служить существующей власти. Большое спасибо нашим сценаристам за экранизацию сцены на Королевской площади, где четверо друзей встречаются, чтобы окончательно прояснить ситуацию. Это одна из самых сильных сцен, на мой взгляд. Когда в самый напряженный момент Атос ломает свою шпагу, клянется в вечной дружбе и просит Арамиса сделать то же, впечатляются не только "противники", но и я. У меня был прям приступ непередаваемой любви к графу.
Другая сцена, за сохранение которой я благодарна нашим, - казнь английского короля. Тяжелая, страшная, пробирающая до глубины души. В книге все это воспринимается еще страшнее, так как там было больше попыток спасти Карла I. Небольшое отступление. Мушкетеры - герои, порой вчетвером творящие невероятные вещи, но и у них не все и не всегда получается. Планы рушатся, враг может оказаться на шаг впереди. Так вышло и с английским королем. Вся эта сюжетная линия пронизана безнадежностью и достоинством. Как король, лорд Винтер, Атос и Арамис остаются одни против целой армии, например. Ну и казнь, да, всю душу выворачивает. Д'Артаньян и Портос были вовлечены в эту историю попутно, но и им пришлось несладко, что уж говорить об их друзьях, которые борлись за короля по своей инициативе и которым пришлось наблюдать его смерть из первого ряда, с эшафота.
И все же, несмотря на трагичные события, в книге находится место юмору и приключениям. Она тяжелее первой, но все же динамичная и увлекательная.
Затем я прочитала "10 лет спустя" и поняла, что до этого были цветочки. Кстати, называется она "Виконт де Бражелон", но Раулю там уделено так мало экранного времени, что я даже не знаю, почему книга названа его именем. Чаще его просто упоминают в его отсутствие.
Больше всего меня расстроило, что великолепная четверка ни разу не собралась вместе и не действовала заодно. Встречи были, но недолгие и по трое. Д'Артаньян и Атос успели поработать вместе в первой части, но и это получилось случайно, каждый действовал сам по себе и всем повезло, что их действия привели к нужному результату. Дальше начинается затяжное противостояние д'Артаньяна и Арамиса, которое разбило мне сердце задолго до окончания. Тяжело наблюдать. как друзья пытаются остаться друзьями, понимая, что мешают друг другу...
Убило и то, что немалая часть "экранного времени" ушла на описание жизни королевского двора. И как убого смотрятся любовные интрижки молодежи на фоне стариков, борющихся за свои идеалы. Гаденько смотрится молодой король, влюбленной дурочкой выглядит Луиза, никому не хочется сочувствовать. На их фоне выделяется Рауль, достойный сын своего отца.
Вот теперь пара слов про Рауля. Мне было очень жаль Атоса, но в своей трагедии он во многом виноват сам. Граф хотел создать идеального дворянина, вот только не учел, что время идеальных дворян прошло. Он сам был "последним динозавром". И сам Атос так и не смог до конца оправиться после несчастливого брака с Миледи. От Рауля он требовал слишком многого, хотя безумно его любил. Это вообще очень печальная сюжетная линия и завершилась она соответствующе...
Меня постоянно оберегали ваша бдительность, ваша сила, и я думал, что это я бдителен и силен. Я не был подготовлен к препятствиям, я упал, и это падение отняло у меня мужество на всю жизнь. (Рауль)
Бедный парень. Отец у него был удивительный человек, но в воспитании просчитался, как те родители, что пытаются через детей исправить свои ошибки или заставить их жить по своему сценарию. Впрочем, шансов у Рауля было все равно мало. Если б его воспитывала мать, боюсь, получился бы второй Арамис, а эта история и одного едва вынесла.
И пора перейти к тому, что стало для меня открытием в третьей книге. Арамис и его Гениальный План государственного переворота.
- Будьте же благоразумным, Арамис. Вам уже не двадцать лет, друг мой.
- К великому моему сожалению. О, если бы мне было только двадцать лет!
- Да, - произнес Атос, - сколько глупостей вы бы тогда еще наделали!
Когда выяснилось, что Арамис способен на глупости не только в двадцать лет, Атосу было уже не так весело.
У меня остались большие сомнения по поводу человеческих качеств Арамиса, но одно у него не отнять - он был чертов гений! Чем дальше раскрывалась его идея, тем больше я офигевала. Нет, вы только подумайте! Он столько лет продумывал и реализовывал свой грандиозный замысел, учел столько мелочей, вносил изменения, когда появлялись новые обстоятельства и препятствия - и все это в одиночку! Для такого нужно быть не только невероятно умным, но и безумно храбрым. Хитрому лису д'Эрбле хочется апплодировать стоя. Правда в этом он и просчитался - он был один. Арамиса погубило то, что он был злобным эгоистом и никому не доверял. Все бы получилось, если бы он разделил этот груз с тремя своими друзьями, а также с Фуке и до кучи с Раулем. Вот тогда бы план был обречен на успех. Ведь уже потом, когда все раскрылось, д'Артаньян и Фуке, способствующие этому, согласились в том, что Арамис был прав. Только было уже поздно. Но какая была идея!
Какими же были эти необыкновенные люди в молодости, раз даже теперь, сделавшись, в сущности, стариками, умеют они создавать подобные планы и выполняют их, не моргнув глазом? (Фуке)
Оборона Бель-Иля, ставшего норой лисицы - это тоже было нечто. Целая армия против двоих! Не зря не раз от разных людей звучало, что д'Эрбле никогда не сдается. Как во второй книге после возвращения из Англии только Арамис избежал тюрьмы, так и здесь никому так и не удалось загнать его в угол. Даже сбежать он умудрился с достоинством.
Персонаж, конечно, неоднозначный и самый отрицательный из положительных, но впечатляющий и заслуживающий уважения.
А самым большим потрясением для меня стала концовка и смерть персонажей. В экранизациях был хэппиэнд, хотя бы относительный. В книге все закончилось более чем печально.
Во-первых, героическая смерть Портоса - это было в самое сердце. Вроде и не любимый персонаж, а эмоций было больше всего. С одной стороны, он умер, как герой, в битве. Но как-то хреново умирать по-геройски, когда тебя к этому принуждают обстоятельства в лице обманувшего тебя близкого друга. К чести Портоса, он ни разу не упрекнул Арамиса прямо, хотя было заметно, как подкосило его признание. Это все добавило негатива к образу Арамиса, но к Портосу нет никаких претензий. А ведь он реально мог попытаться спастись при помощи д'Артаньяна. Но предпочел остаться и помогать своему другу, над которым нависала смертельная опасность. Даже если этот друг оказался лжецом.
В книге Портос получил достойную эпитафию - хоть цитируй ее всю сюда, чтобы выразить мои эмоции. Смерть этого добродушного гиганта никого не оставит равнодушным. Если даже черствый старый дьявол прослезился...
"Самый простодушный из них оказался соратником наиболее хитроумного; физическую силу вел за собой гибкий и изворотливый ум; и в решающее мгновение, когда лишь сила человеческих мышц могла спасти и тело и душу, камень, скала, грубая сила одолели мускулы и, навалившись на тело, изгнали из него душу.
Достойный Портос! Рожденный, чтобы оказывать помощь другим, всегда готовый к самопожертвованию ради спасения слабых, как если бы бог наделил его физической силой лишь для этого одного, он и умирая думал только о том, чтобы выполнить условия договора, который связал его с Арамисом, договора, преподнесенного ему Арамисом без его предварительного согласия, договора, о котором он узнал лишь затем, чтобы возложить на себя бремя страшной ответственности."
После этого я уже не ждала хэппиэнда и правильно делала. Герои пусть и ушли достойно, но разочаровавшимися в жизни, и в людях.
Атос тихо зачах в своем поместье с тревогой за сына (известие о смерти которого отца и добило) и друзей. Сама по себе вполне достойная смерть для старого графа, но именно то, какими чувствами он был охвачен все последние дни, делает ее горькой.
Д'Артаньян умер, как положено солдату, в бою, другой смерти он бы и не желал. Но к тому времени он все и всех потерял, а маршальский жезл, полученный за секунды до смерти - это просто какая-то издевка судьбы.
Что стало с Арамисом, история умалчивает. Так он и остался до конца самым скрытным и загадочным персонажем. Сомневаюсь правда, что даже будучи старым и больным, он ушел тихо, как Атос. Слишком беспокойный характер для спокойной смерти.
К тому же, вопросы вызвала и самая концовка, когда д'Артаньян мысленно прощается с друзьями. Я сначала подумала, мол, он видимо просто не в курсе, жив ли на тот момент Арамис, поэтому и называет его имя отдельно... Стоп! В смысле "Прощай навсегда"?! Это такой тонкий намек на то, что д'Эрбле отправился обратно к своим друзьям чертям?
В общем, все очень жизнеутверждающе.
Там есть еще много заслуживающих внимания персонажей. Например, Миледи. Или Рошфор. Или Гримо, так мало сказавший, но так много сделавший. Или герцогиня де Шеврез, которая поначалу чаще упоминается, чем появляется. Или вся королевская семья, минимум, Анна Австрийская и близнецы. Или Фуке. Я кстати сначала была невысокого мнения об его "эпикурейцах", думая, что всю эту праздную компанию мигом сдует, когда запахнет жаренным. Отдаю им должное - они не бросили своего покровителя в беде.
Но у меня не хватит сил расписать про всех, хотя я всегда открыта для обсуждений.
Вывод: с детства обожаю историю мушкетеров в книгах и кино. И сейчас я в восторге, все прекрасно, но к третьей книге я была не готова и время для знакомства выбрала плохое. Перечитаю когда-нибудь все равно, но пока мне надо с этим свыкнуться.
Вот они, эти знаменитые люди, втроем или вчетвером нападавшие на целые армии и осаждавшие замки! Напугав смерть и пережив целый век, лежавший теперь в развалинах, эти люди были все еще сильнее, чем самые дюжие из молодых.
Мушкетеры А. Дюма
По осени мне вдруг захотелось перечитать Трех мушкетеров. Книгу я откопала еще в сопливом детстве в родительской библиотеке и зачитала до дыр, но последний заход был очень уж давно, надо было освежить впечатления. Сразу подумала, что если пойдет, почитаю и продолжения, с которыми не знакомилась раньше. Пошло. Правда заняло много времени, попутно еще пересмотрела некоторые экранизации. Про них написала отдельно в кинопосте, но и тут кратенько. Советский мини-сериал я с пеленок знала наизусть. Его продолжения тоже смотрела, будучи постарше, но реже и помнила похуже. Плюс была куча забугорных вариаций. Еще тогда я была убеждена, что наши, несмотря на скомканность и отсебятину, сняли ближе всех к оригиналу, превзойдя даже французов. И сейчас это мнение только утвердилось. Так что для меня мушкетеры навсегда остаются в образах, созданных советскими актерами.
читать дальше
Вывод: с детства обожаю историю мушкетеров в книгах и кино. И сейчас я в восторге, все прекрасно, но к третьей книге я была не готова и время для знакомства выбрала плохое. Перечитаю когда-нибудь все равно, но пока мне надо с этим свыкнуться.
Вот они, эти знаменитые люди, втроем или вчетвером нападавшие на целые армии и осаждавшие замки! Напугав смерть и пережив целый век, лежавший теперь в развалинах, эти люди были все еще сильнее, чем самые дюжие из молодых.
читать дальше
Вывод: с детства обожаю историю мушкетеров в книгах и кино. И сейчас я в восторге, все прекрасно, но к третьей книге я была не готова и время для знакомства выбрала плохое. Перечитаю когда-нибудь все равно, но пока мне надо с этим свыкнуться.
Вот они, эти знаменитые люди, втроем или вчетвером нападавшие на целые армии и осаждавшие замки! Напугав смерть и пережив целый век, лежавший теперь в развалинах, эти люди были все еще сильнее, чем самые дюжие из молодых.