Отсрочка вышла совсем короткой.
Валет был из большого помета в 11 щенков, привезенного с вокзала. Там много лет жила своя стая, разномастная, но с узнаваемым типажом. Стаю активно кормили, стая активно плодилась. У нас и директор сама раньше на вокзале работала, знала тех собак. И "добрые" кормилицы, бывало, ходили в приют. Правда, если взрослых собак они навещали (те приезжали только на стерилизацию), то про щенков обычно забывали, как только те оказывались в приюте. Одна такая знакомая очень удивилась несколько лет назад, когда я сказала, что пять собак с вокзала так у нас и живет. Как всегда, "С глаз долой долой - из сердца вон" - девиз большинства таких людей...
Ну, и так как взаимодействие со стаей у кормилиц сводилось к кормежке, то собаки, кроме старших "родоначальников", были дикими. Не такими, как азотские "волчата", но тоже мало хорошего. Но им повезло приехать мелкими, летом и заселиться в уличный 6-й вольер - я почти сразу начала приучать их к прогулкам, так что "дикость" удалось чуточку сгладить.
читать дальшеНадо сказать, это были суровые ребята, рано начавшие выгрызать себе место под солнцем. 11 штук на вольер 5х5 - это и так много, а к ним еще подсадили двух взрослых коротколапок. Я не знаю, что стало с частью щенков, возможно, кого-то отдали. Но одну самую слабую и дикую девку собратья загрызли уже в три месяца. Незадолго до этого я отсадила трех пегих сук в освободившийся вольер, но их все еще было слишком много. Осенью коротколапок высадили на будки, а щенков осталось четверо, когда к ним зачем-то подсадили Лисену. Она была на полгода старше, в два раза меньше, но очень суровая (она росла с Уорреном и Свит), так что держала этих бандитов в ежовых рукавицах, потому и выжила. Одну черную суку пристроили, а уже потом "вокзальные" наконец получили персональные имена. Эти трое стали Вероной, Вальтером и Валетом, а их пегие сестры - Дельтой, Дивой и Дюной.
Валет был из тех, кто рождаются лидерами. Он был самый крупный (и самый дикий). Построил всех братьев и сестер и подчинялся только Лисене. В целом у меня с ним не было проблем, но Вальтер приручился быстрее. Зимой Валет решил, что уже большой мальчик и будет сам решать, когда ему идти на место. Пару раз я его загоняла в вольер всеми способами, но в очередной раз просто плюнула и ушла, бросив засранца на старой подъездной дороге. Валет быстренько прибежал следом, преданно заглядывая в глаза с вопросом "А ты что, не будешь за мной бегать?!". И все, больше у нас с ним конфликтов не было никогда.
Уже к году Валет стал одним из лидеров большой выгульной стаи. Тогда собаки гуляли по всей территории, первая партия была самой многочисленной, в разное время насчитывая от 20 до 30 собак. Не скажу, что Валет был склочным и всех гнобил, но пройти мимо кобелиной драки было выше его сил. А в основном он правил на ритуальной агрессии. Точно по времени не помню, но к трем годам Валет стал уже полновластным королем большой стаи. Если покопаться в памяти (и в дневнике) наберется немало примеров того, как он разруливал конфликты и заступался за своих подчиненных, не сводя все к драке. Это надо было видеть! Настолько грамотного и справедливого вожака я больше у нас не встречала.
Минусом Валета было то, что они с братом возомнили себя сексуальными гигантами (кастрация этому вообще не помешала) и бегали за всеми течными суками, коих в прошлые годы было еще много. Я могла охладить их пыл крепким матерным словом, но бдеть постоянно не могла. Потомства, конечно, не добавляли, зато провоцировали драки и разносили венсаркому. Собственно, единственный раз, когда Валета погрызла своя же стая, случился, когда он стоял с кем-то в замке, а брат решил ему навалять (других шансов победить у Вальтера не было). Валет тогда тяжело переживал свое поражение, но вернулся в строй и в последующие годы больше никто из своих не бросал ему вызов. Из чужих, впрочем, тоже. Кроме Ворчунов, но это были те еще крокодилы... Увы, венсаркома тоже не обошла Валета стороной, лечить его пришлось дважды. На второй раз даже такой молодой и здоровый кобелина вынес химию заметно тяжелее, и я молилась, чтобы рецидива не было. Я, конечно, старалась избежать вязок на прогулках, но я в приюте была не одна, а та же Ольга чуть ни с гордостью сообщала, что кто-то за прогулку стояли в замке аж два раза...
А однажды Валета выбрали люди. Я его не сватала никому, так как он был натуральный дикарь, но конкретно этим он очень понравился. И на решетку при виде чужаков свирепо бросался, и сам такой крупный, ладный, и на их прежнего пса очень похож... Короче, несмотря на мои откровения, что Валет дикий, они решили его взять. Ожидаемо, через два месяца пришлось привезти неудавшегося сторожа обратно. Я сама их навещала и абсолютно не виню людей за такой шаг. Лучше вернуть, чем всю жизнь мучать себя и собаку. Прогресса за два месяца у Валета практически не было. Он ни разу не гавкнул, жил в будке или под поленицей. Да, не убегал, знал хозяина и мог сходить с ним до магазина на окраине частного сектора, но на этом все. Пожилую хозяйку, ходящую с тростью, боялся. Она уже оставляла трость и ходила тихонько, опираясь на стену, чтобы не нервировать собаку... В дальнейшем на Валета не раз обращали внимание, но я всем рассказывала об этом печальном опыте.
Когда в 2015 последний молодняк выезжал из вольеров, я посадила во 2-й Валета, Сирену и Анфию. Они не были прям друзьями, просто гуляли в одной стае и сидели неподалеку. Анфия относительно быстро уехала домой, а вот серые остались жить вместе все последующие годы. Могли иногда поругаться, но без криминала. Валет бузил из-за жрачки, Сирена отвечала, когда у нее кончалось терпение. В частности, на любимую Валетову развлекуху - когда подруга лежала в будке, он вставал вплотную у входа и сверлил ее взглядом, доводя до белого каления. Валет явно веселился, Сирена же его материла всеми словами. Я ругала этого тролля, когда была рядом, но отучить совсем не получалось. Ну, скучно днями напролет торчать в приютском вольере, каждый развлекается, как может. И все же большую часть времени они жили душа в душу. Мне не приходилось лечить Валету какие-то мелкие царапины и дырки от зубов, это всегда делала Сирена, заботливо зализывая их.
Осенью 2019 года выгул оброс нормальным забором и стихийные гулянки по территории закончились. Таскать на выгул всю большую стаю было нереально (тем более я тогда только приучала собак ходить туда вообще и это был тот еще цирк), так что она была разделена. Валету досталась самая большая часть в 8 собак, которые сидели рядом и нормально ладили. Ничего не предвещало беды, но через пару месяцев Валет внезапно решил убить Сферу. Никогда у них не было терок, напротив, они нередко играли вместе. Вот и в тот раз они долго бесились, преимущественно вдвоем, пока Сфера не устала и не сообщила об этом Валету. Но вожак продолжал ее донимать, Сфера показала зубы - и все, тот как с ума сошел. Никогда не видела Валета таким. Если бы кто-то рассказал, не поверила бы, только не он. Но да, я все видела своими глазами, это Сферу и спасло, быстро разогнала всех, кто кинулся в свару. По итогу Валет едва не вырвал некрупной подруге лапу в плече. Лапу мы зашили, зажило все хорошо, сейчас Сфера носится как ни в чем ни бывало. Но стаю я разделила пополам - на Буйных и Тихонь. С воинственными Валетом и Сиреной остались только Бимоша и Алекс. Первая сама была огонь, а второй умел прекрасно приспосабливаться в коллективе, как и вся Азотка. Таким составом стая и прожила дальнейшие годы. Прошлой осенью Алекс заехал к серым в вольер, где был радушно принят. Бимоша иногда тоже гостила, на время уборки и тд.
Со здоровьем у Валета было в целом хорошо, но не идеально. Кроме венсаркомы и боевых шрамов, со временем вылезла проблема с когтями. У всех вокзальных были прибылые пальцы на задних лапах плюс в целом мягкие лапы, не собранные в плотный комок. Следовательно, когти плохо стачивались, а на прибылых вовсе завивались. У остальных было еще терпимо, но у Валета полная жесть. Первый раз впившийся коготь я удаляла какими-то огромными щипцами, найденными в гараже, еле обрезала. Потом мы раздобыли мощный когтерез, который служит мне верой и правдой уже долгие годы. Валет когти стричь не любил, но исправно терпел. Он вообще все терпел от меня, несмотря на то, что чисто физически мог бы знатно посопротивляться. Валет был одним из самых крупных собак в приюте. Я взвешивала его в расцвете лет, в 2020, когда он был статным и поджарым - вышло 42 кило, которые я бы даже поднимать не стала, знай это заранее. Веса добавлял и мощный костяк. В последние годы я смотрела на этот костяк и все больше тревожилась - у таких собак раньше и чаще выползают проблемы с суставами. К тому же Валет стал набирать вес. Больше я его взвешивать не пыталась, но скорее всего там было далеко за 50 кг, возможно и все 60. Время шло, активность с возрастом падала, к тому же Сирена решила придерживаться диеты и не наедать лишние килограммы. Которые за нее наедал Валет. Увы, тут снова печальное последствие привычки многих местных людей кормить собак побольше да пожирнее, а если уж собака крупная и хорошо ест - ура, можно валить ведрами. Если от людей разумности в этом деле добиться сложно, что уж говорить о собаке... И вот уже Валет стал ходить тяжелее, спина провалилась, лапы пошли в раскоряку. Добрые тетеньки умилялись, я хотела рыдать. Сбывались самые худшие мои опасения. Но пока Валета спасала его активность, хотя он уже практически не играл, но все еще бегал на выгул неловким галопом и иногда, как прежде, прыгал мне на грудь всей тушкой. Была у него такая милая привычка, прям дух вышибало от любви...
К этой осени сильно сдал Алекс, и я, сосредоточив внимание на нем, полностью прошляпила Валета. Опухоль на лапе заметила, только когда та вскрылась. Валет явно берег лапу и пытался переносить свой немаленький вес на пальцы с внутренней стороны. Я стала осматривать пса и ужаснулась - опухолей было много! Ну, может не все это были опухоли, но шишки разного вида я нашла по всему телу. От совсем маленьких до плоской размером с ладонь на ребрах. И несколько на несчастных задних лапах, которые и так с трудом держали огромный вес. Причем в паре к самой первой почти сразу вылезла такая же на другой лапе, и Валет стал ставить задние совсем криво, чтобы меньше тревожить больные пальцы с шишками. Это все произошло так стремительно, что я не успела ничего сообразить. Тем более конец сентября выдался на редкость тяжелым. Я не успела отойти от смерти Куклы, как через три дня Мишка позвонил и сказал, что Алекс умирает. А вместе с ним и Валет не встает. Я приехала и увидела двух печальных друзей, лежащих у стены вольера. Алекс действительно умирал, а вот с Валетом было не так очевидно. Возможно, у него как раз обострились свои болячки. Возможно, он переживал за Алекса и проникся его болью. Но в тот тяжелый день и пару следующих после смерти "волчонка" Валет практически не вставал и был в полной апатии. На выгул в субботу он пошел, но без прежнего азарта и с моей скоростью. Но встал - уже радость! Я-то ожидала, что придется его усыплять уже тогда. По возвращении, правда, Валет снова лег в том углу, где умер Алекс, и впал в прострацию.
И я решилась на эксперимент - запихала в вольер Бимошу. Не вдаваясь в подробности, свою задачу она выполнила полностью - расшевелила эту обитель скорби. К сожалению, самой Биме это вышло боком, она настолько достала Валета своей активностью, что он ее потрепал. Не сильно, на чувствительно. Девку жалко, но пострадала она не зря - Валет таки вернулся к жизни (а Бима - на свою будку). Да, шишки по телу никуда не делись, ходил тяжело, но взбодрился. К тому же еще до смерти Алекса мы с Мишкой стали на время кормежки прицеплять Валета в углу, чтобы он не шмонал чужие миски и не отъедался еще больше. Думаю, диета тоже помогла, все таки нагрузка на больные лапы чуточку уменьшилась.
Я не тешила себя большими надеждами, что можно надолго выдохнуть, но все же новые открытия случились слишком быстро. Жировая прослойка у Валета в целом уменьшилась, а вот живот - нет. И со временем стало очевидно, что у него начинается асцит. А еще Валет все больше пил. В последнюю неделю это приняло угрожающие масштабы, бедолага почти без конца пил и ссал будто в тройном размере от выпитого. К сожалению, в наших условиях заметно облегчить его состояние не представляется возможным.
Я стараюсь, чтобы уход наших собак был максимально спокойным. Валет погулял со своей поредевшей стаей, улегся в единственном сухом углу и там уснул навсегда. К сожалению, это было легко только для него. Про себя молчу, но еще была Сирена, которая за месяц потеряла обоих своих мальчиков. Она плакала над Алексом, а когда унесли Валета впала в панику и с плачем металась по вольеру, то подбегая к двери, то нюхая место, где лежал ее любимый вожак, то ища его в будках. Даже в руки не давалась. Пришлось снова звать на помощь Бимошу, чтобы отвлечь Сирену от ее скорби. Теперь они живут вдвоем, остались без своих любимых мальчиков, без великого Царя некогда большой стаи. А я осталась без еще одного из своих котиков. Кобели у меня все котики. Большой и грозный Валет не был исключением
Валет. Июнь 2013 - 26 октября 2024
Отсрочка вышла совсем короткой.
Валет был из большого помета в 11 щенков, привезенного с вокзала. Там много лет жила своя стая, разномастная, но с узнаваемым типажом. Стаю активно кормили, стая активно плодилась. У нас и директор сама раньше на вокзале работала, знала тех собак. И "добрые" кормилицы, бывало, ходили в приют. Правда, если взрослых собак они навещали (те приезжали только на стерилизацию), то про щенков обычно забывали, как только те оказывались в приюте. Одна такая знакомая очень удивилась несколько лет назад, когда я сказала, что пять собак с вокзала так у нас и живет. Как всегда, "С глаз долой долой - из сердца вон" - девиз большинства таких людей...
Ну, и так как взаимодействие со стаей у кормилиц сводилось к кормежке, то собаки, кроме старших "родоначальников", были дикими. Не такими, как азотские "волчата", но тоже мало хорошего. Но им повезло приехать мелкими, летом и заселиться в уличный 6-й вольер - я почти сразу начала приучать их к прогулкам, так что "дикость" удалось чуточку сгладить.
читать дальше
Валет был из большого помета в 11 щенков, привезенного с вокзала. Там много лет жила своя стая, разномастная, но с узнаваемым типажом. Стаю активно кормили, стая активно плодилась. У нас и директор сама раньше на вокзале работала, знала тех собак. И "добрые" кормилицы, бывало, ходили в приют. Правда, если взрослых собак они навещали (те приезжали только на стерилизацию), то про щенков обычно забывали, как только те оказывались в приюте. Одна такая знакомая очень удивилась несколько лет назад, когда я сказала, что пять собак с вокзала так у нас и живет. Как всегда, "С глаз долой долой - из сердца вон" - девиз большинства таких людей...
Ну, и так как взаимодействие со стаей у кормилиц сводилось к кормежке, то собаки, кроме старших "родоначальников", были дикими. Не такими, как азотские "волчата", но тоже мало хорошего. Но им повезло приехать мелкими, летом и заселиться в уличный 6-й вольер - я почти сразу начала приучать их к прогулкам, так что "дикость" удалось чуточку сгладить.
читать дальше