Давайте решим о нашем будущем в будущем
Дом, в котором...
Тем, кто не читал книгу, но планирует, или начал, но еще не дочитал ЧИТАТЬ ЗАПРЕЩЕНО! Дом, конечно, настолько великолепен, что никакими спойлерами его не испортить, но не лишайте себя удовольствия от эффекта неожиданности.
Кто же читал или не читал и не собирается - пожалуйста, но последним оно покажется бредом. Впрочем, первым возможно тоже...
Текст написан в моем обычном стиле, отдающем дебильцой. Схема стандартная:
общие впечатления
персонажи
размышлизмы о сюжете, смысле бытия и все остальное по поводу
Лорд: Так это не я спятил? То есть не я один.
Сфинкс: Последнее утверждение ближе к истине.
Лорд: Так это не я спятил? То есть не я один.
Сфинкс: Последнее утверждение ближе к истине.
Дом требует трепетного отношения. Тайны. Почтения и благоговения. Он принимает или не принимает, одаряет или грабит, подсовывает сказку или кошмар, убивает, старит, дает крылья… это могущественное и капризное божество, и если оно чего-то не любит, так это когда его пытаются упростить словами. (Сфинкс)
Так что я тут покощунствую...
Впечатление книга производит дичайшее.
Прочитала аннотацию - про подростков из дома-интерната. Думаю, что-то социальное. Правда клички и слова про драконов навели на мысли о фэнтезийной составляющей. Ну да ладно. Читаю. И вдруг меня настигает жуткая догадка - это не просто интернат, а интернат для детей-инвалидов! Открытие меня ошарашило. Ну, думаю, вот значит о чем книга - о трудностях выживания бедных инвалидов.
И ведь ошиблась. Никакого социального подтекста об ограниченных возможностях, хотя вещь и глубоко социальная - о жизни изолированного сообщества Серого Дома. Причем, создается впечатление, что чем хуже у местных со здоровьем, тем выше их положение. Не всегда, конечно, но есть такое. Фэнтезийной составляющей тоже нет. Она скорее мистико-психологическая.
Сам стиль книги просто великолепен. Мариам Петросян пишет так просто, остроумно, цинично и эмоционально, что книга буквально втягивает в себя. Рассказ ведется "изнутри", со стороны кого-либо из персонажей, часто от первого лица, так что обнажаются все чувства и мысли, которые у автора удались с потрясающей естественностью. Высказаться дают многим, но основных рассказчиков трое - Курильщик, Табаки и Сфинкс. Все разные по характеру, опыту и мировосприятию, так что картина складывается многогранная и полная.
Не считая интермедий о прошлом 7-9-летней давности и эпилога о неопределенном будущем, основной сюжет охватывает около полугода жизни Дома, но не сплошняком, а короткими отрывками. Каждая из трех частей - всего несколько дней, порой бесконечно долгих.
Ты или дышишь в унисон со стаей и знаешь все обо всем, или не дышишь и не знаешь, и раздражаешь окружающих. (Курильщик)
Персонажи "Дома..." - это просто сказка. Даже в столь ограниченном и замкнутом мирке существует целая россыпь характеров, выбирай на здоровье. Сама структура домашнего общества меня, помешанную на волках, дико умилила. Мужская половина воспитанников делится на пять групп - Первая (Фазаны), Вторая (Крысы), Третья (Птицы), Четвертая и Шестая (Псы), называемых стаями. О да! У каждой свой вожак, свой бета, своя территория (комната) и свои порядки. Правда, если смотреть глазами Курильщика (относительно нового человека в Доме), то создается впечатление, что стаи весьма обособленны и враждебны к чужим. На деле система эта довольно гибкая и кроме образцовых директорских любимцев Фазанов остальные группы свободно контачат друг с другом. Третья и Четвертая вообще очень дружны, так как являются частями разделившихся в прошлом Чумных Дохляков, а те в свою очередь выделились из Хламовника - самой старой, детской еще стаи. Плюс еще есть разнообразные сообщества по интересам, объединяющие в себе членов различных стай. В сюжете участвуют в основном только Бандерлоги ака Логи (истеричная помесь металлистов и гопников, громкие, но безвластные) и картежники (закрытая, можно сказать элитная, группа игроков и любителей ядерных алконаркосмесей).
Есть еще женская половина, которая в первой части практически не появляется, да и потом представлена мало. Плюс воспитатели, врачи, санитары и всякий обслуживающий персонал. Но никаких имен - только клички.
Центром повествования является Четвертая, которую я считаю нужным разобрать полностью. В Доме они можно сказать на превилегированном положении. Будем разбирать их в иерархическом порядке, правда в книге расставлены только первые четверо, остальных распределила по своим соображениям.
Улыбке его не хватает переднего клыка и доброты. (Сфинкс о Слепом)
Вожак Четвертой и Хозяин Дома - Слепой. В начале его власть кажется сомнительной, но по ходу дела начинаешь понимать, что он как раз на своем месте. Слепой, как ни странно, слеп - абсолютно, не различает даже светотени. Но это ему практически не мешает - у Слепого собственное восприятие мира и реальности, а Дом он знает как свои пять пальцев. Молчаливый, тихий, тощий, невзрачный и жуткий. Порой от него волосы встают дыбом, я даже так и не поняла до конца - любить ли его, но на всякий случай вписала в число любимцев - из уважения к авторитету. И безумию. Ибо Слепой - настоящий монстр, они с Домом кажутся единым целым. И это пугает. Однако стаей своей он очень дорожит. Еще он оборотень, волк. Совсем чудесно.
Бета - Сфинкс (Кузнечик). Общественной деятельностью занимается за двоих - за себя и за витающего в облаках вожака. Он правая рука Слепого, но по злой иронии у самого Сфинкса рук нет. Есть, конечно, протезы, но они ласково зовутся "граблями" и походу так себе. И вот на этих куцых плечах лежат переговоры, наведение порядка, утренняя побудка, социализация новичков и тд и тп. Впрочем работу бедолаге сильно облегчает бешеная харизма. Сфинкс может выговаривать даже Слепому, но серым кардиналом я бы его не назвала, скорее это некий сдерживающий фактор, в силу более здравого рассудка. Сфинкс вообще довольно мудр и по-своему справедлив, но временами жесток и властен. С ним привыкли считаться все, даже воспитатели. В принципе, Сфинкса можно считать главным героем книги (хотя на самом деле это роль Дома), он раскрыт больше, чем кто либо, от и до.
Третий - Шакал Табаки (Вонючка). О, Табаки - это НЕЧТО! Не будь его младшего товарища, я б все восторженные вопли посвятила ему. Коротышка-колясник, ноги двигаются, но не ходят. Именно Шакал отвечает за несение энергии и позитива в серые массы, причем нужно ли это массам, его интересует в последнюю очередь. Табаки с детства гремел на весь Дом, все его знают и крестятся левой пяткой при его появлении. Из-за гиперактивного поведения он кажется сумасшедшим и его фетиш на всякие тряпки-цацки только усиливает впечатление. Но на самом деле Табаки очень даже разумен, даже умен - он весьма начитан, красноречив, знает кучу песен и стихов, играет на губной гармошке и имеет еще кучу разнообразных талантов, которые не стесняется всем демонстрировать по поводу и без. Ну да, жаден и эгоистичен, но это мы ему простим. К тому же Шакал очень заботлив, хотя порой окружающим от такой заботы хочется вешаться. А еще он Хозяин Времени, да.
Как вы его до сих пор не придушили? (Химера о Лорде)
Четвертый - Лорд. Лорд - это ЧУДО. Знаете, как Дракон у Мельницы - "безмерно опасен, безумно прекрасен"? Так вот Лорд - тот самый дракон. У него все на грани, "запредельно и нараспашку" как сказал Сфинкс. Лорд красив, нечеловечески красив - с этим согласны все, независимо от того, любят его или нет. Он в Доме относительный новичок - всего два года, но не каждый старожил может похвастаться таким авторитетом. Он колясник, но двигаться также ловко ни одному коляснику не под силу. К концу умудряется пользоваться и костылями. Но это не худший диагноз Лорда. Белый дракон - редкий представитель чистых психов, которые сошли с ума до Дома. Скажем прямо, Лорд - шизофреник, психопат. Злой и хмурый, может вспыхнуть от любой мелочи, свиреп, как бешеный пес. Перепробовал, наверное, все "коктейли", что варят и наливают в Доме. Способен на многое, но зачастую этого не замечает/не знает/не помнит. Невыносимый человек. Но, млять, до чего шикарный...
Пятый - Горбач. Представитель адеквата Четвертой. Диагноз ясен из клички, а больше ничего в принципе и нету. Горбач вполне здоров на голову. Он спокойный, рассудительный, отзывчивый, добрый, любит животных (это взаимно) и пиратов, играет на флейте, пишет стихи... Если б он не был горбачом и не поддался бы дурному влиянию Слепого, я бы вышла за него замуж. Очень его уважаю.
Шестой - Черный (Белобрысый, Спортсмен). Бывший вожак Хламовника, попортил немало крови Чумным еще в детстве, несколько высокомерен, поэтому состайники его недолюбливают. Что он делает в Доме - так и осталось для меня загадкой. Черный абсолютно здоров - никаких физических недостатков, высокий, накачанный, начитаный, мозг на месте и функционирует нормально. Домом практически не попорчен. Неудивительно, что ему в Четвертой, да и вообще в Доме бывает неуютно. В чем-то его тоже можно понять, но один его подлый поступок, ставший роковым для Лорда, не дает мне нормально уважать Черного.
Седьмой - Лэри (Плакса). Этот бедолага тоже в Доме словно по ошибке. Ничего, кроме повышенной нервозности, я у Лэри так и не разглядела. Обычный неказистый визгливый подросток. Вожак Логов - толпы таких же неказистых визгливых подростков. Умом не блещет, но по сравнению с "элитой" вполне адекватен.
Восьмой - Македонский. Незримой тенью бродит Красный дракон по комнате - затирает лужи, вытряхивает пепельницы, подносит одежду, заваривает чай. Все чувствует, все понимает, всегда поможет. Страдающий от своих "грехов" ангел. По-моему, Македонский слишком уж подвержен чужому влиянию и самобичеванию. Все проблемы Мака - в его голове. Ах да, эпилепсия еще, но о ней практически не вспоминают. Тих и сер Македонский, но в тихом омуте черти водятся. Однако и этим он старается в глаза не бросаться. Не очень его поимаю, но все же уважаю.
Омега - Курильщик. Колясник. Художник. Новичок в Доме, новичок в Четвертой, куда его перевели ои Фазанов. Это почти приговор. Человек разумный, привыкший к порядку, не понимающий и не принимающий жутких правил Дома никогда здесь не станет своим. Но надо отдать Курильщику должное - он пытается прижиться, и именно с его точки зрения легче начинать знакомство с Домом - читатель ведь тоже нифига не понимает. Я долго думала, что и Курильщик в конце концов вольется в Серодомное общество, но со временем положение его не улучшается. Курильщик может и сильно уступает многим местным личностям по яркости и своеобразию, но я уважаю его, остававшегося человеком на протяжении года в Доме.
Толстый сойдет за детсад. В каждой группе есть свои Неразумные - застрявшие на уровне развития максимум трехлетних детей. Остальные члены стаи заботятся о них, как о щенках - кормят, играют и тд. Забота, кстати говоря, добровольная, никто не пытается спихивать друг на друга обязанности по уходу за неразумными. Очень трогательно для столь жестокого общества. Вобщем Толстый - общий ребенок стаи.
И еще несколько персонажей, о которых не могу не сказать.
Волк - основатель и главный активист Чумной стаи. Безвременно нас покинувший. У Волка был травмирован позвоночник, но это мало ограничивало его энергию и фантазию. Он вообще был выдающейся личностью. Появляется, правда, только в интермедиях, так что мне было сложно представить, что умер он совсем недавно, лет в 17. Жаль, но он действительно был сам виноват. А вообще Волк походу был единственным, кто мог соперничать со Слепым за лидерство. Кстати, тут меня очень интересует, как они уживались почти 9 лет. Изначально развив бурную деятельность, Волк автоматически поставил себя на место вожака. Но в настоящем Слепой ведет себя так, словно он далеко не первый год хозяйствует. То есть, где-то между 9 и 17 годами он занял трон. Хотя я с трудом представляю соперничество этих двоих - слишком разные темпераменты.
Рыжий (Смерть) - вожак Крыс, неунывающий распиздяй (точнее и не скажешь). Маленький Смерть был "не жилец" - лежачий инвалид, все детство проживший в Могильнике. Как же я поразилась, обнаружив его в настоящем живым и здравствующим (ну, корсет он носит, чтоб позвоночник не перегружать), да еще и в столь неожиданном виде. Ушлый извращенец и циничный шут, прячущий под очками глаза ангела. Это ж надо - смертный приговор ему был подписан еще в раннем детстве, а Рыжий раз за разом уходит "из петли". Потрясающий мальчик.
Рыжая - одна из немногих представителей женской половины Дома, пожалуй, самая яркая (не только по цвету волос). Она с детства водит близкое знакомство с Чумными, а после принятия нового закона (о свободном межполовом общении, так сказать) практически переселяется в Четвертую. Задиристая, вспыльчивая, абсолютно без комплексов, всегда умело портила нервы воспитателям. Никаких отклонений, кроме взрывного темперамента, не заметно, но значительную часть жизни Рыжая провела в Могильнике, просто составляя компанию Смерти, который выжил похоже в основном благодаря ей. Так что Рыжий и Рыжая как брат и сестра друг другу. Рыжая вообще очень заботливая, просто за отчаянным поведением это не сразу заметно. Она сумела приручить даже психованного Лорда, и из них получилась потрясающая пара - страстно любят и не менее страстно ссорятся.
Стервятник (Рекс) - вожак Птиц, Птичий Папа. Один из братьев-Сиамцев - который чуть здоровее, активнее и агрессивнее. Макс-Тень был спокойнее и рассудительнее, но до настоящего времени не дожил. По степени вредительства в детстве Сиамцы фактически приравнивались к Вонючке и Волку, но с возрастом Рекс стал сдержаннее. Образ его довольно жуткий, но ближе к концу я прониклась к желтоглазому уважением - у него весомый авторитет в Доме, а в собственной стае Стервятника просто боготворят, ведет он себя словно умудренный опытом старик, так что забываешь, что он еще подросток. Но не так страшен черт, как его малюют, и Стервятник может быть довольно добродушным. С Четвертой он вообще очень дружен, и даже Ральф считает Птичьего папу своим единственым союзником.
Лось - Ловец Детских Душ, воспитатель от бога. Единственый, кто по-настоящему любил своих подопечных, и они отвечали ему взаимностью. Дети его просто боготворили. Лось - единственный человек, который имел власть над Слепым. Такой человек заслуживает уважения, но был у него один роковой недостаток - он, искренне любя своих воспитанников, недооценивал их способности, не считая их опасными. А Дом таких ошибок не прощает.
Ральф (Черный Ральф, Р Первый) - воспитатель третьей и четвертой, самый опытный из персонала, переживший три выпуска (вместе с нынешним). В противовес Лосю всегда настороженно относился к "бедным больным деткам", изучая их повадки и законы Дома. Смерть Лося и весь прошлый выпуск (поколение Черепа) навсегда укрепили его убеждения насчет опасности Дома и его обитателей. Но он им вовсе не враг, напротив, благодаря столь пристальному наблюдению за Домашним обществом, Ральф стал в нем почти своим - он даже пишет на стенах и единственный из воспитателей живет на неблагополучном втором этаже, где расположены комнаты детей и классы. Несмотря на холодность и жесткость, Домашние его уважают. К тому же Ральф спасает бедовых Лорда, Рыжего и Стервятника (его даже дважды), причем в случаях с Лордом и Стервятником он выступает против администрации Дома на стороне воспитанников. Почти всегда в этих спасениях косвенно участвовал Слепой, но не ради помощи Ральфу, а скорее потому что Дом не желал отпускать вышеозначенных. Как раз со Слепым у Ральфа отношения крайне натянутые.
О Добре и Зле. Почти в любом произведении есть протогонист и антогонист. Но "Дом..." - книга неординарная, так что тут с этим напряг. В интермедиях все понятно: Кузнечик - хороший, Спортсмен - плохой. Но они совсем еще дети - их противостояние выражается в разнокалиберных пакостях и детских драках. Однако, в спровоцированной Сиамцами грандиозной битве Чумных и Хламовника со Спортсменом дерется не Кузнечик и даже не Волк, а Слепой. Забавно... В настоящем времени все сложно. Рассказчиков много, у каждого свое мнение. У Табаки вот врагов вовсе нет (с ним безопаснее дружить). Курильщик временами считает врагами чуть ли не всю четвертую. Какое-то время он опасается Сфинкса, но как раз эти двое в конце останутся относительно дружны. Сфинкс ненавидит Черного, но Черный уже не тянет на главзлодея. Кстати, Черный сказал, что настоящие разборки увидел только у Псов. Но он явно ошибается. Четвертая с упоением травит и его, и Курильщика, просто не делают это открыто, как Крысы с ножами и бритвами или гавкающие Псы. Стоит вспомнить хотя бы историю с бультерьером. Черный был прав, говоря, что они боятся выпуска, но не стоило это говорить перед стаей - Табаки, Сфинкс и даже Слепой все повернули в свою пользу. По отношению к двум белым воронам злодеями можно назвать всю Четвертую. А еще сцена на чердаке, когда опять же элита четвертой морально затравила Химеру. Не, читать этот отрывок было весело, но если задуматься, то вышло весьма жестоко. Химера сидела себе, никого не трогала. Ну, обгавкала двух идиотов по дури ей помешавших. Нет, бля, довольный своим превосходством над Сфинксом Лорд начал ее подъебывать, Сфинкс подхватил, а вдвоем они с удовольствием довели бедную Химеру до истерики. Сфинкс так вообще чуть ли не в душу ей влез. Ужас вобщем. Про убийство Помпея я вовсе молчу. Дети Дома страшны своей стайностью. А страшнее всех - их вожак. Перед выпуском к нему настороженно относятся даже свои. Он как демон, соблазняет людей Ночной стороной и крадет души. Так что если уж так надо выделить антогониста, то на эту роль годится разве что Слепой.
Еще. Всей беде с Лордом стоило случится ради того, чтобы показать, как в Доме относятся к своим. Как та самая четвертая, опаснейшие обитатели Дома, переживает, как скопом ночует в палате Лорда, как провожает, как волнуется, внезапно обретя надежду в лице Ральфа, как бурно встречает (все, даже тихие Горбач и Македонский!). И это та самая стая, которая хладнокровно участвует в убийстве Помпея, которая медленно, но верно выживает нормальных из своих рядов. И от этих контрастов еще страшнее.
О чадо четырех стихий, внемли ты вести
Из мира тайного, не знающего лести!
Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты;
Все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе. (Про Слепого, ей богу)
О Домашней реальности
Называть Изнанку Дома отдельным миром я считаю не совсем правильным, скорее это что-то вроде коллективного бреда. По крайней мере, из слов Ральфа следует, что к этому причастны Птицы и четвертая. ИМХО, какая-то мистика в Доме присутствует уже много лет, просто нынешнее поколение активно с ней дружат, хотя понятия прыгунов и ходоков существовали до них. И несомненно активная роль в этом деле принадлежит Слепому, у которого из-за отсутствия зрения, по идее серьезно нарушено восприятие действительности. Он так органично вписывается в атмосферу Дома, что складывается ощущение, будто Слепой был здесь всегда, он неотъемлемая часть Дома.
Итак, для себя я разделила Обратную (Ночную) сторону Дома на слои:
1) Граница (дорога и закусочная) - там, где шастали Сфинкс и Лорд после дуэли. Этот слой тесно переплетен с реальностью. Так, у Лорда на футболке номер "22" - и этот же номер у столика, за которым они со Сфинксом сидели. И Сфинкс, поев на изнанке, очухивается в реальной столовой. Часть реальности видна на границе - Черный, оставаясь в реальности, виден и здесь, хотя сам он об этом и понятия не имеет. Табаки, Слепой и Македонский тоже не факт, что влезли на Изнанку - может, они перехватили товарищей из реальности, с них станется. Еще одна интересная штука - облик гуляющих на границе. Здесь они его контролируют, пусть и неосознанно. Черный, обладатель здравого рассудка, в глазах Сфинкса принимает тот образ, к которому стремится. Лорд и Македонский явно имеют проблемы с самосознанием, коверкая себя, особенно страдалец Македонский. К сожалению, мы не увидим Мака на других слоях, но мне очень любопытно, каким его делает Дом. Кстати, близость реальности не делает границу более нормальной. Сцена в закусочной,с израненным ангелом Македонским, живым кулоном Лорда и трансформациями Табаки, - это вообще какая-то невменяемая фантасмагория.
2) Собсно Обратная сторона - где в конце концов оказываются все прыгуны, проводя здесь месяцы, а то и годы по местному времени. Здесь есть некрупные города, жители и тд. Реальность отсюда уже не видна и провалившиеся сюда телом пребывают в неком подобии коматозного сна, гуляя по Изнанке только душой. Облик здесь уже не зависит от собственных ощущений, он ближе к реальной сущности, но Сфинкс, как я поняла, имеет руки, а Лорд может ходить, пусть и тяжеловато. Плюс, оказавшись на Обратной стороне, большинство прыгунов временно теряют память о реальности. Но бывают и исключения - как Рыжая, например, которая на протяжении долгого времени все помнит и осознает.
3) Лес, в который попадаютсамые невменяемыенемногие. Это самое дно Изнанки, куда есть ход только ходокам, ну и прыгунам, у которых есть проводник. Самый известный Лесной ходок, конечно же, Слепой - он всегда сохраняет память и может выйти на любой слой почти в любой момент. При этом он может погрузится в Лес поностью, то есть и телом - отсюда и грязь, и сожранные мыши, которых Слепой притаскивает в реальность.
Кстати, к вопросу о прыгунах и ходоках. Их может и больше, чем нам озвучили, но не факт. Думаю, самых могущественных все же показали. Видимо, люди с более или менее здоровой психикой, вроде Курильщика, Черного или Лэри, этому не подвержены. Правда Горбач казался мне достаточно разумным, но он оказался прыгуном. С Табаки и Македонским ситуация мне не очень понятна. Первый, пусть это и не говорится прямо, но ходок, я уверена. А вот Мак, имхо, даже если имеет силы гулять по слоям, то пользуется этим редко, ведь ему запрещено творить "чудеса". Не очень врубаюсь я и насчет Сфинкса. Перед выпуском, разговаривая с Ральфом, Сфинкс говорит, что он прыгун, но прыгнул лишь раз - всерьез и надолго. Но позже он прыгает на Изнанку, хлебнув Псинной бодяги, а потом чуть не уходит, разговаривая со Слепым в столовой. То есть, либо Сфинкс предпочитает гулять только по границе (и он может быть и ходоком), либо это действительно были единичные случаи (и он правда прыгун).
Совсем запутанна для меня ситуация с Лордом. Ясности здесь мешают два факта. Раз - Лорд из беспамятных, причем у него это походу очень запущено. Два - повествование никогда не ведется от его лица. Вот из всех основных действующих лиц только от Слепого и Лорда мы не слышим их "Я". Есть несколько отдельных кусков, описывающие Слепого со стороны (детство, прогулка в Лесу и тд), и даже озвучиваются его мысли, но все это - здесь и сейчас, никаких пространных размышлений о жизни в целом, об отношении к людям и прочее, чем радуют другие рассказчики. Лорду и вовсе уделен лишь короткий отрывок про его призрачную прогулку в Могильник, да "сказка" в конце. Но все мысли опять же о конкретном времени и ситуации. А так бы хотелось увидеть мир глазами этих двоих - не столько из-за моей к ним симпатии, сколько из-за того, что тогда бы многое для меня стало понятнее.
Но вернемся к Лорду и его мутному статусу. Изначально он обнаружил себя прыгуном. Потом меня насторожили его ночные бродилки, которые точно не были игрой воображения - Рыжая почувствовала его присутствие и позже одна из кошек Кошатницы пришла явно неспроста, а по следу "призрака". Но вроде никуда из реальности он не ходил. Потом Лорд сунулся вслед за Сфинксом на границу, но с чего бы ему "прыгать" - если не ошибаюсь, Лорд пришел, когда лысого уже торкнуло, и сам он не пил и никаких переживаний не испытывал. В конце, когда Курильщик спрашивает про пропавших Слепого и Лорда, Сфинкс говорит "ходоки уходят целиком". Получается, Лорд - ходок? И совсем с ума меня свели перекликающиеся "сказки" Рыжей и Лорда и некоторые фразы Слепого. Рыжая сказала, что Лорд - проводник, какого очень сложно найти. К сожалению, она не пояснила, что это за особенные проводники, но факт остается фактом - Лорд по своему желанию оказался в Лесу и перенес туда Рыжую. Слепой сделал контрольный в голову, когда довольно скалясь, сказал в Лесу "Добро пожаловать домой" и что Лорд его сам нашел. Лорд вообще умеет находить людей, он же и Хозяина времени нашел... А еще разгадал загадку шляпы из шакальей коллекции... Откуда он столько знает?
Вобщем, у меня создалось впечатление, что некоторые обитатели Дома пришли вовсе не из Наружности, а из Леса. Первый кандидат, разумеется, Слепой. Он же нихуя не человек. Вы почитайте их с Горбачом разговор - я полностью согласна с флейтистом (впрочем я почти всегда с ним согласна). Там все сказано, про нечеловеческую природу ("В тебе дофига чуть больше всего. И чуть меньше человека"). Лично я считаю Слепого порождением Дома. Не знаю, как бабайки с Изнанки могут появляться в Наружности, но они все же есть. Еще один умелый ходок, Рыжий, тоже, судя по его сказке, не совсем человек. Вероятно еще и Русалка, не зря Слепой о ней заикнулся, пытаясь убедить Сфинкса пойти с ними. И вот Лорд видимо тоже. Кроме всего вышесказанного, можно подкрепить это тем, что Табаки назвал его человеком Леса, а судя по описаниям Сфинкса и Рыжей, у Лорда в любом облике (что на границе, что в глубине) острые зубы. То ли он и правда потомок драконов, то ли его укусил Слепой (шутка, конечно, хватит с нас и одного оборотня). Ну и раз снова коснулись Слепого, то можно еще вспомнить, что он сказал Сфинксу, что перенести его целиком на Ночную сторону может хоть он, Слепой, хоть Лорд. А ведь перевести и душу, и тело - дело нелегкое даже для Хозяина и требует платы... Да, если б автор дала слово Слепому и Лорду, мне бы жилось спокойнее :\ Ну, хотя бы Слепому, а уж ему было бы что сказать и о себе и о своем мутном собрате.
Вы слишком умные, чтобы жить, закрыв глаза! Чтобы верить, что с этого здания все начинается и им же заканчивается! (Курильщик)
Кто куда делся в конце - еще одна тема, заставляющая пораскинуть мозгами. Всего в доме было сто с небольшим обитателей. По классификации Слепого их можно разделить на уходящих, остающихся и возвращающихся. Позволю себе немного ее изменить, читателю ведь ситуация представляется с несколько иной стороны.
Сбежавшие (остающиеся) - те, кто перед самым выпуском сбежали с Черным в Наружность. Их не так уж много. В основном это Псы и разномастные Логи, то есть не сильно умные, но относительно здравомыслящие люди, вряд ли знакомые с Изнанкой Дома. Исключение составляет разве что Рыжий, который страшно меня удивил, он же насквозь пропитан Домом. И ведь прекрасно приживается в Наружности. Нет, реально потрясающий человек этот Рыжий. Некоторые беглецы пошли своей дорогой, как тоже немало удививший меня бедолага Лэри, но большинство образовали нечто вроде коммуны и стали жить одной большой семьей. Разумеется, тут велика заслуга Черного, вряд ли кто-то другой смог бы организовать массовый побег. Но через некоторое время предприимчивый Рыжий свергает его, и Черному приходится уйти.
Выпустившиеся (тоже остающиеся) - те, кто дождался выпуска. Такой выбор сделали многие - Фазаны, большая часть Крыс и Псов и вероятно почти все девушки. Эти тоже умудрились хоть как-то сохранить рассудок, но в отличие от беглецов Черного не стали спорить с судьбой, а, как положено правилами, вернулись в свои семьи (у кого они были) и зажили своей жизнью. Пожалуй самые разумные и мужественные, раз уж сумели освободиться из жутких объятий Дома без бунта. В этой группе среди нормальных людей есть и несколько прыгунов, которым явно пришлось нелегко. В четвертой официально выпустились только Сфинкс и Курильщик. Честь им и хвала. Особенно Сфинксу, прошедшему весь путь истинного обитателя Дома, но сохранившего разум и человечность. Единственному, кроме Рыжего, представителю "элиты", нашедшему силы просто жить.
Лирическое отступление.
Покаяние повзрослевшего Сфинкса на руинах - это, наверное, самая сильная часть эпилога. Ведь он просил прощения не у Лося, Волка, Слепого, Лорда, Помпея и всех других, кого поглотил Дом, а у самого Серого Дома. Да, на протяжении всей книги нас убеждают какое же могущественное и пугающее чудовище этот Дом, что он подминает под себя, меняет сознание и тд. И только в конце Сфинкс озвучивает жуткую истину - Дом может и творит монстров, но сам он - порождение людей, их чувств, фантазий, страхов. Можно сколько угодно оправдываться тем, что это Дом диктует поступки своим обитателям, но это не изменит того, что они сами действуют так, а не иначе. Нет зверя страшнее человека.
Вернемся к выпускникам. Еще одним исключением является Русалка, которая походу действительно оказалась не из нашего мира. Думаю, никто не сомневается, что жена Сфинкса, периодически исчезающая на месяцы, а то и годы, - это она и есть. Такое ощущение, что это Дом, выслушав речь Сфинкса, подарил ему встречу с потерянной любимой.
Спящие (уходящие) - те, кто меньше дружили с реальностью. Всего 26 человек - 12 неразумных и 14 прыгунов (в их числе Горбач, Крыса и Рыжая). Разумом они живут на Ночной стороне, тогда как в реальности беспробудно спят. Как я поняла, это ходоки перевели и закрепили их здесь, ведь прыгуны не контролируют время и место пребывания на Изнанке. Здесь они приняли несколько иной облик (или это их истинный?). Так неразумные стали детьми максимум лет трех - на уровне своего развития. Подозреваю, что Горбач и Крыса развозили малышню как раз другим прыгунам, Рыжая, например, смотрит за Толстым. Все Спящие обосновались в городах Обратной стороны. Они ждут. И судя по тому, что спустя некоторое время тела Спящих начинают исчезать из нашего мира - таки дожидаются. Кого? Тут мы перейдем к самым загадочным личностям Дома.
Исчезнувшие - Слепой, Лорд, Табаки, Стервятник. Элита то бишь. Есть еще Македонский, но его судьба неизвестна даже самой писательнице, как она призналась. О нем бы вероятно упомянул Курильщик, если б Мак исчез вместе со Слепым и Лордом. То есть либо он среди Спящих (вероятность мала), либо, раз о нем не говорят, с вернувшимися (еще меньше). Короче, с Македонским ничего не понятно, особенно если учесть, что он был способен на чудеса до попадания в Дом. Может улетел, он же ангел о_О
Об остальных четверых. Что-то мне подсказывает, что исчезли из мира только они. Просто некому больше - в одном ряду с ними по способностям стоят только Сфинкс и Рыжий, но они остались в Наружности, чем меня восхитили. А вот насчет исчезнувших я никак не могу решить - сильные они или слабые, смельчаки или трусы. То ли они нашли в себе силы уйти, то ли не нашли сил остаться. Оправдать могу разве что Табаки - потому что я его безумно люблю, а еще ему как бы по должности положено.
Что вообще о них известно? Все пропали без вести, но если Слепого и Лорда не могут найти, то Табаки и Стервятника и не ищут. Они исчезли бесследно, оставив память о себе лишь немногим близким людям. Оба вернулись в прошлое. Маленький Вонючка все помнит и с нетерпением ждет появления в Доме Кузнечика. Маленький Рекс не помнит ничего, но он стал мудрее и счастливее. Табаки, как Хозяин Времени, видимо волен так перемещаться, остальные с такими просьбами обращаются именно к нему. Стервятник вот хотел обратиться за помощью через Сфинкса. Но Сфинкс уверенно сказал, что Табаки откажет. Однако желание Стервятника все таки сбывается, и не без помощи Лорда, который невольно стал свидетелем исповеди Птичьего Папы. И снова непонятки. Перед этим Лорд просит Хозяина времени о возможности вернуться. Я его слова не очень поняла, так как Лорд был пьяный и невменяемый, но речь шла вроде о возвращении. И Табаки делает для безумца невиданное исключение и дает какую-то цацку (колесико от часов). Но ведь мы не видим маленького Лорда в конце, и он не исчезает бесследно, его помнят, он есть в списках. Получается либо Лорд попросил за Стервятника у Хозяина времени (но это было бы несусветной наглостью даже для Лорда, баловня Дома), либо передарил ему свою возможность вернуться. Это более вероятно, ведь в Ночь Сказок Лорд отдает Стервятнику какую-то цацку (видимо то самое колесико), что вызывает у того бурю эмоций. Загвоздка одна - зачем Лорду отказывать себе в пользу Стервятника? Они, конечно, хорошие друзья - оба заядлые картежники и любители выпить, но этого мне кажется мало.
Возможно Лорд просто решил присоединиться к плану Слепого. Может, Слепой его попросил о помощи. Ведь Хозяин Дома объявил, что ему требуются опытный проводник для неопытного проводника и сторож. Вторым, как я поняла, стал Ральф. Первым - Лорд, от которого требовалось помочь Горбачу перевести неразумных. Больше просто некому, так как из остальных проводницкие таланты отмечались только у Лорда. Слепой обещал позже найти и перевести Горбача целиком, хотя тот был и не в восторге от такой идеи. Рыжая на Обратной стороне ждет, когда Лорд найдет ее и заберет в "свою сказочную страну". В Лес, надо думать, так как многие стремились туда попасть, Лес для Домашних - некий аналог рая. Слепой как раз обещал всем ждущим обретения чуда. А раз Спящие стали исчезать, значит Слепой и Лорд, вместе или по отдельности, их нашли и навсегда увели за собой. В том, что эти двое живут в Лесу, я почти уверена. Только как там заживет вся стая, я представляю с трудом. Может, Слепой их всех покусает, и по Лесу будут носится 28 счастливых оборотней... Прям идилия...
В Серодомном Лесу сегодня вода протекает на нас с небес,
Выбирайся из мха и соседа буди. Дождь идет и танцует Лес!
Не видно глаз и нету лица, и вымокла шерсть, и так без конца...
(Дождевая песня Табаки)
Кстати, трехпалый мужчина, сторожащий дом, это вроде Ральф. Или у Ральфа не хватало только мизинца? Документы на дом, надо думать, были как раз в том конверте, что перед уходом дал Первому Слепой. А неприятная белобрысая девочка - Крестная. Более менее понятно. Кто ее привез - непонятно.
И о слепом приемыше Сфинкса. Я убеждена, что это не Слепой. Точнее, не сам Слепой. Может сын, может какая-нибудь копия или реинкарнация Слепого - подарок Слепого или Дома, а то и Русалки, гуляющей между мирами. Или мальчик появился из того яйца, что Хозяин времени подарил своему гостю (по всей вероятности Сфинксу). Вобщем, хрен его знает, кто это. Но сам Слепой никогда бы не смог жить в Наружности. Хотя бы потому что это жестоко - как выловить из леса дикое животное и поселить его в большом городе. А Сфинкс это понимал, потому и не уговаривал друга остаться. Со стороны нашего лысого мудреца было бы глупо и эгоистично отказаться от своих убеждений и вытащить в свет Слепого. Но малыш все же имеет к оборотню непосредственное отношение. И думаю, Рыжий не ошибся, сказав Сфинксу: Он полюбит тебя. Только тебя. И ты для него будешь весь чертов мир.
Как обычно - начала за здравие... закончила бредом. Не удивилась бы, если бы половина моих теорий оказались неверными. Но я постаралась по возможности приплести факты Х)
p.s. Эпилог раскрыл судьбы многих, предвосхитив часть моих вопросов типа "А что дальше?" "А как же тот?". Но в голове осталось еще много вопросительных знаков, которых, повторюсь, могло быть гораздо меньше, если б Слепой все же высказался - про прошлый выпуск и смерть Лося (ведь только Слепого не смогли отловить, и он присутствовал при той кровавой драме), про нынешний выпуск и судьбу Спящих и Лорда (к ним-то Слепой имел непосредственное отношение), про то, кто вообще такой Лорд, кто такая Русалка, кто такой Рыжий. И что же такое Дом.
Слепой промолчал, а я теперь мучаюсь догадками. Хоть просинарод с Livebooks, чтоб они задали эти вопросы самой Мариам Петросян Т_Т
Вьется опиумный дым,
Старец станет молодым,
Все покажется легко,
За спиной мелькнет крыло.
Мир иллюзий, светлых грез,
Словно свет погасших звезд,
Хоть пройдешь весь мир, как крот,
Все известно наперед.
Нестерпимый душит жар,
Не кончается кошмар,
Будь же небо к нам добрей,
Страшно жить среди людей.
И не слышен стук сердец,
Кто живой, а кто мертвец,
И опять замкнется круг,
Птица выпорхнет из рук.
(Пикник - Опиумный дым)
Тем, кто не читал книгу, но планирует, или начал, но еще не дочитал ЧИТАТЬ ЗАПРЕЩЕНО! Дом, конечно, настолько великолепен, что никакими спойлерами его не испортить, но не лишайте себя удовольствия от эффекта неожиданности.
Кто же читал или не читал и не собирается - пожалуйста, но последним оно покажется бредом. Впрочем, первым возможно тоже...
Текст написан в моем обычном стиле, отдающем дебильцой. Схема стандартная:
общие впечатления
персонажи
размышлизмы о сюжете, смысле бытия и все остальное по поводу
Лорд: Так это не я спятил? То есть не я один.
Сфинкс: Последнее утверждение ближе к истине.
Лорд: Так это не я спятил? То есть не я один.
Сфинкс: Последнее утверждение ближе к истине.
Дом требует трепетного отношения. Тайны. Почтения и благоговения. Он принимает или не принимает, одаряет или грабит, подсовывает сказку или кошмар, убивает, старит, дает крылья… это могущественное и капризное божество, и если оно чего-то не любит, так это когда его пытаются упростить словами. (Сфинкс)
Так что я тут покощунствую...
Впечатление книга производит дичайшее.
Прочитала аннотацию - про подростков из дома-интерната. Думаю, что-то социальное. Правда клички и слова про драконов навели на мысли о фэнтезийной составляющей. Ну да ладно. Читаю. И вдруг меня настигает жуткая догадка - это не просто интернат, а интернат для детей-инвалидов! Открытие меня ошарашило. Ну, думаю, вот значит о чем книга - о трудностях выживания бедных инвалидов.
И ведь ошиблась. Никакого социального подтекста об ограниченных возможностях, хотя вещь и глубоко социальная - о жизни изолированного сообщества Серого Дома. Причем, создается впечатление, что чем хуже у местных со здоровьем, тем выше их положение. Не всегда, конечно, но есть такое. Фэнтезийной составляющей тоже нет. Она скорее мистико-психологическая.
Сам стиль книги просто великолепен. Мариам Петросян пишет так просто, остроумно, цинично и эмоционально, что книга буквально втягивает в себя. Рассказ ведется "изнутри", со стороны кого-либо из персонажей, часто от первого лица, так что обнажаются все чувства и мысли, которые у автора удались с потрясающей естественностью. Высказаться дают многим, но основных рассказчиков трое - Курильщик, Табаки и Сфинкс. Все разные по характеру, опыту и мировосприятию, так что картина складывается многогранная и полная.
Не считая интермедий о прошлом 7-9-летней давности и эпилога о неопределенном будущем, основной сюжет охватывает около полугода жизни Дома, но не сплошняком, а короткими отрывками. Каждая из трех частей - всего несколько дней, порой бесконечно долгих.
Ты или дышишь в унисон со стаей и знаешь все обо всем, или не дышишь и не знаешь, и раздражаешь окружающих. (Курильщик)
Персонажи "Дома..." - это просто сказка. Даже в столь ограниченном и замкнутом мирке существует целая россыпь характеров, выбирай на здоровье. Сама структура домашнего общества меня, помешанную на волках, дико умилила. Мужская половина воспитанников делится на пять групп - Первая (Фазаны), Вторая (Крысы), Третья (Птицы), Четвертая и Шестая (Псы), называемых стаями. О да! У каждой свой вожак, свой бета, своя территория (комната) и свои порядки. Правда, если смотреть глазами Курильщика (относительно нового человека в Доме), то создается впечатление, что стаи весьма обособленны и враждебны к чужим. На деле система эта довольно гибкая и кроме образцовых директорских любимцев Фазанов остальные группы свободно контачат друг с другом. Третья и Четвертая вообще очень дружны, так как являются частями разделившихся в прошлом Чумных Дохляков, а те в свою очередь выделились из Хламовника - самой старой, детской еще стаи. Плюс еще есть разнообразные сообщества по интересам, объединяющие в себе членов различных стай. В сюжете участвуют в основном только Бандерлоги ака Логи (истеричная помесь металлистов и гопников, громкие, но безвластные) и картежники (закрытая, можно сказать элитная, группа игроков и любителей ядерных алконаркосмесей).
Есть еще женская половина, которая в первой части практически не появляется, да и потом представлена мало. Плюс воспитатели, врачи, санитары и всякий обслуживающий персонал. Но никаких имен - только клички.
Центром повествования является Четвертая, которую я считаю нужным разобрать полностью. В Доме они можно сказать на превилегированном положении. Будем разбирать их в иерархическом порядке, правда в книге расставлены только первые четверо, остальных распределила по своим соображениям.
Улыбке его не хватает переднего клыка и доброты. (Сфинкс о Слепом)
Вожак Четвертой и Хозяин Дома - Слепой. В начале его власть кажется сомнительной, но по ходу дела начинаешь понимать, что он как раз на своем месте. Слепой, как ни странно, слеп - абсолютно, не различает даже светотени. Но это ему практически не мешает - у Слепого собственное восприятие мира и реальности, а Дом он знает как свои пять пальцев. Молчаливый, тихий, тощий, невзрачный и жуткий. Порой от него волосы встают дыбом, я даже так и не поняла до конца - любить ли его, но на всякий случай вписала в число любимцев - из уважения к авторитету. И безумию. Ибо Слепой - настоящий монстр, они с Домом кажутся единым целым. И это пугает. Однако стаей своей он очень дорожит. Еще он оборотень, волк. Совсем чудесно.
Бета - Сфинкс (Кузнечик). Общественной деятельностью занимается за двоих - за себя и за витающего в облаках вожака. Он правая рука Слепого, но по злой иронии у самого Сфинкса рук нет. Есть, конечно, протезы, но они ласково зовутся "граблями" и походу так себе. И вот на этих куцых плечах лежат переговоры, наведение порядка, утренняя побудка, социализация новичков и тд и тп. Впрочем работу бедолаге сильно облегчает бешеная харизма. Сфинкс может выговаривать даже Слепому, но серым кардиналом я бы его не назвала, скорее это некий сдерживающий фактор, в силу более здравого рассудка. Сфинкс вообще довольно мудр и по-своему справедлив, но временами жесток и властен. С ним привыкли считаться все, даже воспитатели. В принципе, Сфинкса можно считать главным героем книги (хотя на самом деле это роль Дома), он раскрыт больше, чем кто либо, от и до.
Третий - Шакал Табаки (Вонючка). О, Табаки - это НЕЧТО! Не будь его младшего товарища, я б все восторженные вопли посвятила ему. Коротышка-колясник, ноги двигаются, но не ходят. Именно Шакал отвечает за несение энергии и позитива в серые массы, причем нужно ли это массам, его интересует в последнюю очередь. Табаки с детства гремел на весь Дом, все его знают и крестятся левой пяткой при его появлении. Из-за гиперактивного поведения он кажется сумасшедшим и его фетиш на всякие тряпки-цацки только усиливает впечатление. Но на самом деле Табаки очень даже разумен, даже умен - он весьма начитан, красноречив, знает кучу песен и стихов, играет на губной гармошке и имеет еще кучу разнообразных талантов, которые не стесняется всем демонстрировать по поводу и без. Ну да, жаден и эгоистичен, но это мы ему простим. К тому же Шакал очень заботлив, хотя порой окружающим от такой заботы хочется вешаться. А еще он Хозяин Времени, да.
Как вы его до сих пор не придушили? (Химера о Лорде)
Четвертый - Лорд. Лорд - это ЧУДО. Знаете, как Дракон у Мельницы - "безмерно опасен, безумно прекрасен"? Так вот Лорд - тот самый дракон. У него все на грани, "запредельно и нараспашку" как сказал Сфинкс. Лорд красив, нечеловечески красив - с этим согласны все, независимо от того, любят его или нет. Он в Доме относительный новичок - всего два года, но не каждый старожил может похвастаться таким авторитетом. Он колясник, но двигаться также ловко ни одному коляснику не под силу. К концу умудряется пользоваться и костылями. Но это не худший диагноз Лорда. Белый дракон - редкий представитель чистых психов, которые сошли с ума до Дома. Скажем прямо, Лорд - шизофреник, психопат. Злой и хмурый, может вспыхнуть от любой мелочи, свиреп, как бешеный пес. Перепробовал, наверное, все "коктейли", что варят и наливают в Доме. Способен на многое, но зачастую этого не замечает/не знает/не помнит. Невыносимый человек. Но, млять, до чего шикарный...
Пятый - Горбач. Представитель адеквата Четвертой. Диагноз ясен из клички, а больше ничего в принципе и нету. Горбач вполне здоров на голову. Он спокойный, рассудительный, отзывчивый, добрый, любит животных (это взаимно) и пиратов, играет на флейте, пишет стихи... Если б он не был горбачом и не поддался бы дурному влиянию Слепого, я бы вышла за него замуж. Очень его уважаю.
Шестой - Черный (Белобрысый, Спортсмен). Бывший вожак Хламовника, попортил немало крови Чумным еще в детстве, несколько высокомерен, поэтому состайники его недолюбливают. Что он делает в Доме - так и осталось для меня загадкой. Черный абсолютно здоров - никаких физических недостатков, высокий, накачанный, начитаный, мозг на месте и функционирует нормально. Домом практически не попорчен. Неудивительно, что ему в Четвертой, да и вообще в Доме бывает неуютно. В чем-то его тоже можно понять, но один его подлый поступок, ставший роковым для Лорда, не дает мне нормально уважать Черного.
Седьмой - Лэри (Плакса). Этот бедолага тоже в Доме словно по ошибке. Ничего, кроме повышенной нервозности, я у Лэри так и не разглядела. Обычный неказистый визгливый подросток. Вожак Логов - толпы таких же неказистых визгливых подростков. Умом не блещет, но по сравнению с "элитой" вполне адекватен.
Восьмой - Македонский. Незримой тенью бродит Красный дракон по комнате - затирает лужи, вытряхивает пепельницы, подносит одежду, заваривает чай. Все чувствует, все понимает, всегда поможет. Страдающий от своих "грехов" ангел. По-моему, Македонский слишком уж подвержен чужому влиянию и самобичеванию. Все проблемы Мака - в его голове. Ах да, эпилепсия еще, но о ней практически не вспоминают. Тих и сер Македонский, но в тихом омуте черти водятся. Однако и этим он старается в глаза не бросаться. Не очень его поимаю, но все же уважаю.
Омега - Курильщик. Колясник. Художник. Новичок в Доме, новичок в Четвертой, куда его перевели ои Фазанов. Это почти приговор. Человек разумный, привыкший к порядку, не понимающий и не принимающий жутких правил Дома никогда здесь не станет своим. Но надо отдать Курильщику должное - он пытается прижиться, и именно с его точки зрения легче начинать знакомство с Домом - читатель ведь тоже нифига не понимает. Я долго думала, что и Курильщик в конце концов вольется в Серодомное общество, но со временем положение его не улучшается. Курильщик может и сильно уступает многим местным личностям по яркости и своеобразию, но я уважаю его, остававшегося человеком на протяжении года в Доме.
Толстый сойдет за детсад. В каждой группе есть свои Неразумные - застрявшие на уровне развития максимум трехлетних детей. Остальные члены стаи заботятся о них, как о щенках - кормят, играют и тд. Забота, кстати говоря, добровольная, никто не пытается спихивать друг на друга обязанности по уходу за неразумными. Очень трогательно для столь жестокого общества. Вобщем Толстый - общий ребенок стаи.
И еще несколько персонажей, о которых не могу не сказать.
Волк - основатель и главный активист Чумной стаи. Безвременно нас покинувший. У Волка был травмирован позвоночник, но это мало ограничивало его энергию и фантазию. Он вообще был выдающейся личностью. Появляется, правда, только в интермедиях, так что мне было сложно представить, что умер он совсем недавно, лет в 17. Жаль, но он действительно был сам виноват. А вообще Волк походу был единственным, кто мог соперничать со Слепым за лидерство. Кстати, тут меня очень интересует, как они уживались почти 9 лет. Изначально развив бурную деятельность, Волк автоматически поставил себя на место вожака. Но в настоящем Слепой ведет себя так, словно он далеко не первый год хозяйствует. То есть, где-то между 9 и 17 годами он занял трон. Хотя я с трудом представляю соперничество этих двоих - слишком разные темпераменты.
Рыжий (Смерть) - вожак Крыс, неунывающий распиздяй (точнее и не скажешь). Маленький Смерть был "не жилец" - лежачий инвалид, все детство проживший в Могильнике. Как же я поразилась, обнаружив его в настоящем живым и здравствующим (ну, корсет он носит, чтоб позвоночник не перегружать), да еще и в столь неожиданном виде. Ушлый извращенец и циничный шут, прячущий под очками глаза ангела. Это ж надо - смертный приговор ему был подписан еще в раннем детстве, а Рыжий раз за разом уходит "из петли". Потрясающий мальчик.
Рыжая - одна из немногих представителей женской половины Дома, пожалуй, самая яркая (не только по цвету волос). Она с детства водит близкое знакомство с Чумными, а после принятия нового закона (о свободном межполовом общении, так сказать) практически переселяется в Четвертую. Задиристая, вспыльчивая, абсолютно без комплексов, всегда умело портила нервы воспитателям. Никаких отклонений, кроме взрывного темперамента, не заметно, но значительную часть жизни Рыжая провела в Могильнике, просто составляя компанию Смерти, который выжил похоже в основном благодаря ей. Так что Рыжий и Рыжая как брат и сестра друг другу. Рыжая вообще очень заботливая, просто за отчаянным поведением это не сразу заметно. Она сумела приручить даже психованного Лорда, и из них получилась потрясающая пара - страстно любят и не менее страстно ссорятся.
Стервятник (Рекс) - вожак Птиц, Птичий Папа. Один из братьев-Сиамцев - который чуть здоровее, активнее и агрессивнее. Макс-Тень был спокойнее и рассудительнее, но до настоящего времени не дожил. По степени вредительства в детстве Сиамцы фактически приравнивались к Вонючке и Волку, но с возрастом Рекс стал сдержаннее. Образ его довольно жуткий, но ближе к концу я прониклась к желтоглазому уважением - у него весомый авторитет в Доме, а в собственной стае Стервятника просто боготворят, ведет он себя словно умудренный опытом старик, так что забываешь, что он еще подросток. Но не так страшен черт, как его малюют, и Стервятник может быть довольно добродушным. С Четвертой он вообще очень дружен, и даже Ральф считает Птичьего папу своим единственым союзником.
Лось - Ловец Детских Душ, воспитатель от бога. Единственый, кто по-настоящему любил своих подопечных, и они отвечали ему взаимностью. Дети его просто боготворили. Лось - единственный человек, который имел власть над Слепым. Такой человек заслуживает уважения, но был у него один роковой недостаток - он, искренне любя своих воспитанников, недооценивал их способности, не считая их опасными. А Дом таких ошибок не прощает.
Ральф (Черный Ральф, Р Первый) - воспитатель третьей и четвертой, самый опытный из персонала, переживший три выпуска (вместе с нынешним). В противовес Лосю всегда настороженно относился к "бедным больным деткам", изучая их повадки и законы Дома. Смерть Лося и весь прошлый выпуск (поколение Черепа) навсегда укрепили его убеждения насчет опасности Дома и его обитателей. Но он им вовсе не враг, напротив, благодаря столь пристальному наблюдению за Домашним обществом, Ральф стал в нем почти своим - он даже пишет на стенах и единственный из воспитателей живет на неблагополучном втором этаже, где расположены комнаты детей и классы. Несмотря на холодность и жесткость, Домашние его уважают. К тому же Ральф спасает бедовых Лорда, Рыжего и Стервятника (его даже дважды), причем в случаях с Лордом и Стервятником он выступает против администрации Дома на стороне воспитанников. Почти всегда в этих спасениях косвенно участвовал Слепой, но не ради помощи Ральфу, а скорее потому что Дом не желал отпускать вышеозначенных. Как раз со Слепым у Ральфа отношения крайне натянутые.
О Добре и Зле. Почти в любом произведении есть протогонист и антогонист. Но "Дом..." - книга неординарная, так что тут с этим напряг. В интермедиях все понятно: Кузнечик - хороший, Спортсмен - плохой. Но они совсем еще дети - их противостояние выражается в разнокалиберных пакостях и детских драках. Однако, в спровоцированной Сиамцами грандиозной битве Чумных и Хламовника со Спортсменом дерется не Кузнечик и даже не Волк, а Слепой. Забавно... В настоящем времени все сложно. Рассказчиков много, у каждого свое мнение. У Табаки вот врагов вовсе нет (с ним безопаснее дружить). Курильщик временами считает врагами чуть ли не всю четвертую. Какое-то время он опасается Сфинкса, но как раз эти двое в конце останутся относительно дружны. Сфинкс ненавидит Черного, но Черный уже не тянет на главзлодея. Кстати, Черный сказал, что настоящие разборки увидел только у Псов. Но он явно ошибается. Четвертая с упоением травит и его, и Курильщика, просто не делают это открыто, как Крысы с ножами и бритвами или гавкающие Псы. Стоит вспомнить хотя бы историю с бультерьером. Черный был прав, говоря, что они боятся выпуска, но не стоило это говорить перед стаей - Табаки, Сфинкс и даже Слепой все повернули в свою пользу. По отношению к двум белым воронам злодеями можно назвать всю Четвертую. А еще сцена на чердаке, когда опять же элита четвертой морально затравила Химеру. Не, читать этот отрывок было весело, но если задуматься, то вышло весьма жестоко. Химера сидела себе, никого не трогала. Ну, обгавкала двух идиотов по дури ей помешавших. Нет, бля, довольный своим превосходством над Сфинксом Лорд начал ее подъебывать, Сфинкс подхватил, а вдвоем они с удовольствием довели бедную Химеру до истерики. Сфинкс так вообще чуть ли не в душу ей влез. Ужас вобщем. Про убийство Помпея я вовсе молчу. Дети Дома страшны своей стайностью. А страшнее всех - их вожак. Перед выпуском к нему настороженно относятся даже свои. Он как демон, соблазняет людей Ночной стороной и крадет души. Так что если уж так надо выделить антогониста, то на эту роль годится разве что Слепой.
Еще. Всей беде с Лордом стоило случится ради того, чтобы показать, как в Доме относятся к своим. Как та самая четвертая, опаснейшие обитатели Дома, переживает, как скопом ночует в палате Лорда, как провожает, как волнуется, внезапно обретя надежду в лице Ральфа, как бурно встречает (все, даже тихие Горбач и Македонский!). И это та самая стая, которая хладнокровно участвует в убийстве Помпея, которая медленно, но верно выживает нормальных из своих рядов. И от этих контрастов еще страшнее.
О чадо четырех стихий, внемли ты вести
Из мира тайного, не знающего лести!
Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты;
Все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе. (Про Слепого, ей богу)
О Домашней реальности
Называть Изнанку Дома отдельным миром я считаю не совсем правильным, скорее это что-то вроде коллективного бреда. По крайней мере, из слов Ральфа следует, что к этому причастны Птицы и четвертая. ИМХО, какая-то мистика в Доме присутствует уже много лет, просто нынешнее поколение активно с ней дружат, хотя понятия прыгунов и ходоков существовали до них. И несомненно активная роль в этом деле принадлежит Слепому, у которого из-за отсутствия зрения, по идее серьезно нарушено восприятие действительности. Он так органично вписывается в атмосферу Дома, что складывается ощущение, будто Слепой был здесь всегда, он неотъемлемая часть Дома.
Итак, для себя я разделила Обратную (Ночную) сторону Дома на слои:
1) Граница (дорога и закусочная) - там, где шастали Сфинкс и Лорд после дуэли. Этот слой тесно переплетен с реальностью. Так, у Лорда на футболке номер "22" - и этот же номер у столика, за которым они со Сфинксом сидели. И Сфинкс, поев на изнанке, очухивается в реальной столовой. Часть реальности видна на границе - Черный, оставаясь в реальности, виден и здесь, хотя сам он об этом и понятия не имеет. Табаки, Слепой и Македонский тоже не факт, что влезли на Изнанку - может, они перехватили товарищей из реальности, с них станется. Еще одна интересная штука - облик гуляющих на границе. Здесь они его контролируют, пусть и неосознанно. Черный, обладатель здравого рассудка, в глазах Сфинкса принимает тот образ, к которому стремится. Лорд и Македонский явно имеют проблемы с самосознанием, коверкая себя, особенно страдалец Македонский. К сожалению, мы не увидим Мака на других слоях, но мне очень любопытно, каким его делает Дом. Кстати, близость реальности не делает границу более нормальной. Сцена в закусочной,с израненным ангелом Македонским, живым кулоном Лорда и трансформациями Табаки, - это вообще какая-то невменяемая фантасмагория.
2) Собсно Обратная сторона - где в конце концов оказываются все прыгуны, проводя здесь месяцы, а то и годы по местному времени. Здесь есть некрупные города, жители и тд. Реальность отсюда уже не видна и провалившиеся сюда телом пребывают в неком подобии коматозного сна, гуляя по Изнанке только душой. Облик здесь уже не зависит от собственных ощущений, он ближе к реальной сущности, но Сфинкс, как я поняла, имеет руки, а Лорд может ходить, пусть и тяжеловато. Плюс, оказавшись на Обратной стороне, большинство прыгунов временно теряют память о реальности. Но бывают и исключения - как Рыжая, например, которая на протяжении долгого времени все помнит и осознает.
3) Лес, в который попадают
Кстати, к вопросу о прыгунах и ходоках. Их может и больше, чем нам озвучили, но не факт. Думаю, самых могущественных все же показали. Видимо, люди с более или менее здоровой психикой, вроде Курильщика, Черного или Лэри, этому не подвержены. Правда Горбач казался мне достаточно разумным, но он оказался прыгуном. С Табаки и Македонским ситуация мне не очень понятна. Первый, пусть это и не говорится прямо, но ходок, я уверена. А вот Мак, имхо, даже если имеет силы гулять по слоям, то пользуется этим редко, ведь ему запрещено творить "чудеса". Не очень врубаюсь я и насчет Сфинкса. Перед выпуском, разговаривая с Ральфом, Сфинкс говорит, что он прыгун, но прыгнул лишь раз - всерьез и надолго. Но позже он прыгает на Изнанку, хлебнув Псинной бодяги, а потом чуть не уходит, разговаривая со Слепым в столовой. То есть, либо Сфинкс предпочитает гулять только по границе (и он может быть и ходоком), либо это действительно были единичные случаи (и он правда прыгун).
Совсем запутанна для меня ситуация с Лордом. Ясности здесь мешают два факта. Раз - Лорд из беспамятных, причем у него это походу очень запущено. Два - повествование никогда не ведется от его лица. Вот из всех основных действующих лиц только от Слепого и Лорда мы не слышим их "Я". Есть несколько отдельных кусков, описывающие Слепого со стороны (детство, прогулка в Лесу и тд), и даже озвучиваются его мысли, но все это - здесь и сейчас, никаких пространных размышлений о жизни в целом, об отношении к людям и прочее, чем радуют другие рассказчики. Лорду и вовсе уделен лишь короткий отрывок про его призрачную прогулку в Могильник, да "сказка" в конце. Но все мысли опять же о конкретном времени и ситуации. А так бы хотелось увидеть мир глазами этих двоих - не столько из-за моей к ним симпатии, сколько из-за того, что тогда бы многое для меня стало понятнее.
Но вернемся к Лорду и его мутному статусу. Изначально он обнаружил себя прыгуном. Потом меня насторожили его ночные бродилки, которые точно не были игрой воображения - Рыжая почувствовала его присутствие и позже одна из кошек Кошатницы пришла явно неспроста, а по следу "призрака". Но вроде никуда из реальности он не ходил. Потом Лорд сунулся вслед за Сфинксом на границу, но с чего бы ему "прыгать" - если не ошибаюсь, Лорд пришел, когда лысого уже торкнуло, и сам он не пил и никаких переживаний не испытывал. В конце, когда Курильщик спрашивает про пропавших Слепого и Лорда, Сфинкс говорит "ходоки уходят целиком". Получается, Лорд - ходок? И совсем с ума меня свели перекликающиеся "сказки" Рыжей и Лорда и некоторые фразы Слепого. Рыжая сказала, что Лорд - проводник, какого очень сложно найти. К сожалению, она не пояснила, что это за особенные проводники, но факт остается фактом - Лорд по своему желанию оказался в Лесу и перенес туда Рыжую. Слепой сделал контрольный в голову, когда довольно скалясь, сказал в Лесу "Добро пожаловать домой" и что Лорд его сам нашел. Лорд вообще умеет находить людей, он же и Хозяина времени нашел... А еще разгадал загадку шляпы из шакальей коллекции... Откуда он столько знает?
Вобщем, у меня создалось впечатление, что некоторые обитатели Дома пришли вовсе не из Наружности, а из Леса. Первый кандидат, разумеется, Слепой. Он же нихуя не человек. Вы почитайте их с Горбачом разговор - я полностью согласна с флейтистом (впрочем я почти всегда с ним согласна). Там все сказано, про нечеловеческую природу ("В тебе дофига чуть больше всего. И чуть меньше человека"). Лично я считаю Слепого порождением Дома. Не знаю, как бабайки с Изнанки могут появляться в Наружности, но они все же есть. Еще один умелый ходок, Рыжий, тоже, судя по его сказке, не совсем человек. Вероятно еще и Русалка, не зря Слепой о ней заикнулся, пытаясь убедить Сфинкса пойти с ними. И вот Лорд видимо тоже. Кроме всего вышесказанного, можно подкрепить это тем, что Табаки назвал его человеком Леса, а судя по описаниям Сфинкса и Рыжей, у Лорда в любом облике (что на границе, что в глубине) острые зубы. То ли он и правда потомок драконов, то ли его укусил Слепой (шутка, конечно, хватит с нас и одного оборотня). Ну и раз снова коснулись Слепого, то можно еще вспомнить, что он сказал Сфинксу, что перенести его целиком на Ночную сторону может хоть он, Слепой, хоть Лорд. А ведь перевести и душу, и тело - дело нелегкое даже для Хозяина и требует платы... Да, если б автор дала слово Слепому и Лорду, мне бы жилось спокойнее :\ Ну, хотя бы Слепому, а уж ему было бы что сказать и о себе и о своем мутном собрате.
Вы слишком умные, чтобы жить, закрыв глаза! Чтобы верить, что с этого здания все начинается и им же заканчивается! (Курильщик)
Кто куда делся в конце - еще одна тема, заставляющая пораскинуть мозгами. Всего в доме было сто с небольшим обитателей. По классификации Слепого их можно разделить на уходящих, остающихся и возвращающихся. Позволю себе немного ее изменить, читателю ведь ситуация представляется с несколько иной стороны.
Сбежавшие (остающиеся) - те, кто перед самым выпуском сбежали с Черным в Наружность. Их не так уж много. В основном это Псы и разномастные Логи, то есть не сильно умные, но относительно здравомыслящие люди, вряд ли знакомые с Изнанкой Дома. Исключение составляет разве что Рыжий, который страшно меня удивил, он же насквозь пропитан Домом. И ведь прекрасно приживается в Наружности. Нет, реально потрясающий человек этот Рыжий. Некоторые беглецы пошли своей дорогой, как тоже немало удививший меня бедолага Лэри, но большинство образовали нечто вроде коммуны и стали жить одной большой семьей. Разумеется, тут велика заслуга Черного, вряд ли кто-то другой смог бы организовать массовый побег. Но через некоторое время предприимчивый Рыжий свергает его, и Черному приходится уйти.
Выпустившиеся (тоже остающиеся) - те, кто дождался выпуска. Такой выбор сделали многие - Фазаны, большая часть Крыс и Псов и вероятно почти все девушки. Эти тоже умудрились хоть как-то сохранить рассудок, но в отличие от беглецов Черного не стали спорить с судьбой, а, как положено правилами, вернулись в свои семьи (у кого они были) и зажили своей жизнью. Пожалуй самые разумные и мужественные, раз уж сумели освободиться из жутких объятий Дома без бунта. В этой группе среди нормальных людей есть и несколько прыгунов, которым явно пришлось нелегко. В четвертой официально выпустились только Сфинкс и Курильщик. Честь им и хвала. Особенно Сфинксу, прошедшему весь путь истинного обитателя Дома, но сохранившего разум и человечность. Единственному, кроме Рыжего, представителю "элиты", нашедшему силы просто жить.
Лирическое отступление.
Покаяние повзрослевшего Сфинкса на руинах - это, наверное, самая сильная часть эпилога. Ведь он просил прощения не у Лося, Волка, Слепого, Лорда, Помпея и всех других, кого поглотил Дом, а у самого Серого Дома. Да, на протяжении всей книги нас убеждают какое же могущественное и пугающее чудовище этот Дом, что он подминает под себя, меняет сознание и тд. И только в конце Сфинкс озвучивает жуткую истину - Дом может и творит монстров, но сам он - порождение людей, их чувств, фантазий, страхов. Можно сколько угодно оправдываться тем, что это Дом диктует поступки своим обитателям, но это не изменит того, что они сами действуют так, а не иначе. Нет зверя страшнее человека.
Вернемся к выпускникам. Еще одним исключением является Русалка, которая походу действительно оказалась не из нашего мира. Думаю, никто не сомневается, что жена Сфинкса, периодически исчезающая на месяцы, а то и годы, - это она и есть. Такое ощущение, что это Дом, выслушав речь Сфинкса, подарил ему встречу с потерянной любимой.
Спящие (уходящие) - те, кто меньше дружили с реальностью. Всего 26 человек - 12 неразумных и 14 прыгунов (в их числе Горбач, Крыса и Рыжая). Разумом они живут на Ночной стороне, тогда как в реальности беспробудно спят. Как я поняла, это ходоки перевели и закрепили их здесь, ведь прыгуны не контролируют время и место пребывания на Изнанке. Здесь они приняли несколько иной облик (или это их истинный?). Так неразумные стали детьми максимум лет трех - на уровне своего развития. Подозреваю, что Горбач и Крыса развозили малышню как раз другим прыгунам, Рыжая, например, смотрит за Толстым. Все Спящие обосновались в городах Обратной стороны. Они ждут. И судя по тому, что спустя некоторое время тела Спящих начинают исчезать из нашего мира - таки дожидаются. Кого? Тут мы перейдем к самым загадочным личностям Дома.
Исчезнувшие - Слепой, Лорд, Табаки, Стервятник. Элита то бишь. Есть еще Македонский, но его судьба неизвестна даже самой писательнице, как она призналась. О нем бы вероятно упомянул Курильщик, если б Мак исчез вместе со Слепым и Лордом. То есть либо он среди Спящих (вероятность мала), либо, раз о нем не говорят, с вернувшимися (еще меньше). Короче, с Македонским ничего не понятно, особенно если учесть, что он был способен на чудеса до попадания в Дом. Может улетел, он же ангел о_О
Об остальных четверых. Что-то мне подсказывает, что исчезли из мира только они. Просто некому больше - в одном ряду с ними по способностям стоят только Сфинкс и Рыжий, но они остались в Наружности, чем меня восхитили. А вот насчет исчезнувших я никак не могу решить - сильные они или слабые, смельчаки или трусы. То ли они нашли в себе силы уйти, то ли не нашли сил остаться. Оправдать могу разве что Табаки - потому что я его безумно люблю, а еще ему как бы по должности положено.
Что вообще о них известно? Все пропали без вести, но если Слепого и Лорда не могут найти, то Табаки и Стервятника и не ищут. Они исчезли бесследно, оставив память о себе лишь немногим близким людям. Оба вернулись в прошлое. Маленький Вонючка все помнит и с нетерпением ждет появления в Доме Кузнечика. Маленький Рекс не помнит ничего, но он стал мудрее и счастливее. Табаки, как Хозяин Времени, видимо волен так перемещаться, остальные с такими просьбами обращаются именно к нему. Стервятник вот хотел обратиться за помощью через Сфинкса. Но Сфинкс уверенно сказал, что Табаки откажет. Однако желание Стервятника все таки сбывается, и не без помощи Лорда, который невольно стал свидетелем исповеди Птичьего Папы. И снова непонятки. Перед этим Лорд просит Хозяина времени о возможности вернуться. Я его слова не очень поняла, так как Лорд был пьяный и невменяемый, но речь шла вроде о возвращении. И Табаки делает для безумца невиданное исключение и дает какую-то цацку (колесико от часов). Но ведь мы не видим маленького Лорда в конце, и он не исчезает бесследно, его помнят, он есть в списках. Получается либо Лорд попросил за Стервятника у Хозяина времени (но это было бы несусветной наглостью даже для Лорда, баловня Дома), либо передарил ему свою возможность вернуться. Это более вероятно, ведь в Ночь Сказок Лорд отдает Стервятнику какую-то цацку (видимо то самое колесико), что вызывает у того бурю эмоций. Загвоздка одна - зачем Лорду отказывать себе в пользу Стервятника? Они, конечно, хорошие друзья - оба заядлые картежники и любители выпить, но этого мне кажется мало.
Возможно Лорд просто решил присоединиться к плану Слепого. Может, Слепой его попросил о помощи. Ведь Хозяин Дома объявил, что ему требуются опытный проводник для неопытного проводника и сторож. Вторым, как я поняла, стал Ральф. Первым - Лорд, от которого требовалось помочь Горбачу перевести неразумных. Больше просто некому, так как из остальных проводницкие таланты отмечались только у Лорда. Слепой обещал позже найти и перевести Горбача целиком, хотя тот был и не в восторге от такой идеи. Рыжая на Обратной стороне ждет, когда Лорд найдет ее и заберет в "свою сказочную страну". В Лес, надо думать, так как многие стремились туда попасть, Лес для Домашних - некий аналог рая. Слепой как раз обещал всем ждущим обретения чуда. А раз Спящие стали исчезать, значит Слепой и Лорд, вместе или по отдельности, их нашли и навсегда увели за собой. В том, что эти двое живут в Лесу, я почти уверена. Только как там заживет вся стая, я представляю с трудом. Может, Слепой их всех покусает, и по Лесу будут носится 28 счастливых оборотней... Прям идилия...
В Серодомном Лесу сегодня вода протекает на нас с небес,
Выбирайся из мха и соседа буди. Дождь идет и танцует Лес!
Не видно глаз и нету лица, и вымокла шерсть, и так без конца...
(Дождевая песня Табаки)
Кстати, трехпалый мужчина, сторожащий дом, это вроде Ральф. Или у Ральфа не хватало только мизинца? Документы на дом, надо думать, были как раз в том конверте, что перед уходом дал Первому Слепой. А неприятная белобрысая девочка - Крестная. Более менее понятно. Кто ее привез - непонятно.
И о слепом приемыше Сфинкса. Я убеждена, что это не Слепой. Точнее, не сам Слепой. Может сын, может какая-нибудь копия или реинкарнация Слепого - подарок Слепого или Дома, а то и Русалки, гуляющей между мирами. Или мальчик появился из того яйца, что Хозяин времени подарил своему гостю (по всей вероятности Сфинксу). Вобщем, хрен его знает, кто это. Но сам Слепой никогда бы не смог жить в Наружности. Хотя бы потому что это жестоко - как выловить из леса дикое животное и поселить его в большом городе. А Сфинкс это понимал, потому и не уговаривал друга остаться. Со стороны нашего лысого мудреца было бы глупо и эгоистично отказаться от своих убеждений и вытащить в свет Слепого. Но малыш все же имеет к оборотню непосредственное отношение. И думаю, Рыжий не ошибся, сказав Сфинксу: Он полюбит тебя. Только тебя. И ты для него будешь весь чертов мир.
Как обычно - начала за здравие... закончила бредом. Не удивилась бы, если бы половина моих теорий оказались неверными. Но я постаралась по возможности приплести факты Х)
p.s. Эпилог раскрыл судьбы многих, предвосхитив часть моих вопросов типа "А что дальше?" "А как же тот?". Но в голове осталось еще много вопросительных знаков, которых, повторюсь, могло быть гораздо меньше, если б Слепой все же высказался - про прошлый выпуск и смерть Лося (ведь только Слепого не смогли отловить, и он присутствовал при той кровавой драме), про нынешний выпуск и судьбу Спящих и Лорда (к ним-то Слепой имел непосредственное отношение), про то, кто вообще такой Лорд, кто такая Русалка, кто такой Рыжий. И что же такое Дом.
Слепой промолчал, а я теперь мучаюсь догадками. Хоть просинарод с Livebooks, чтоб они задали эти вопросы самой Мариам Петросян Т_Т
Вьется опиумный дым,
Старец станет молодым,
Все покажется легко,
За спиной мелькнет крыло.
Мир иллюзий, светлых грез,
Словно свет погасших звезд,
Хоть пройдешь весь мир, как крот,
Все известно наперед.
Нестерпимый душит жар,
Не кончается кошмар,
Будь же небо к нам добрей,
Страшно жить среди людей.
И не слышен стук сердец,
Кто живой, а кто мертвец,
И опять замкнется круг,
Птица выпорхнет из рук.
(Пикник - Опиумный дым)
@темы: книги, отзывы, "Дом, в котором...", "я много думала и пришла к выводу, что думала слишком много %("
Пардон за влез
Всегда рада гостям ^^
Так получилось, что я ДвК шесть раз пропахал