Давайте решим о нашем будущем в будущем
В субботу мы усыпили Нами. Что чуда не случится, стало ясно раньше, но решиться было тяжело. Многие в приюте думают, что у меня следом за Куклой идет Уоррен, но на самом деле второе место в моем сердце давно и прочно было занято Рыжей.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909040.jpg)
читать дальшеНами родилась ориентировочно в июле 2009 года. Когда и как попала в приют - никто уже не вспомнит. На фото она впервые засветилась осенью, но я тогда не знала, как дорог мне станет этот щенок, я тогда еще не возилась особо с вольерниками.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909034.jpg)
Обратила я на нее внимание, когда летом 2010 моя Кукла переехала в 3-ий вольер. Сначала я выгуливала только свою подопечную, да иногда выпускала ручную тихоню Девочку, остальные были дичками и человека не подпускали, о прогулках и речи не шло. И тогда мне впервые пришла в голову идея приручить дикаря (и это был мой крест на следующие пять лет, чтоб его).
Первое время это был кошмар. Когда одна, когда вдвоем с девочкой-волонтером, мы несколько минут гонялись за тогда еще безымянной рыжей собакой по маленькому вольеру, чтобы зажать где-то в углу и надеть ошейник, потом я вытаскивала ее на жопе на улицу и пыталась наладить контакт. Опустим процесс приручения, я о дичках как-то писала целый пост. Так как с собакой надо было как-то общаться, я дала ей кличку (клички - это тоже отдельная тема, может напишу когда-нибудь про это). Сначала Нами просто сидела оцепеневшей статуей со стеклянными глазами, однако, раз за разом стала оттаивать и уже где-то через месяц под скорлупой дичка обнаружилась очень ласковая и вполне адекватная собака. А еще весьма неглупая.
Нами была вожачкой в вольере и, несмотря на малый возраст, хорошим лидером. Сложно избежать стычек и грызни в тесных вольерах приюта. Особенно когда там одни суки. Особенно когда они подростки. В 3-м вольере было пять сук-подростков - и практически идиллия. Они быстро выстроили четкий ранговый порядок и блюли его, в чем была немалая заслуга именно вожака. Единственный переворот за все время, бескровный и тихий - Кукла сместила Альму со второго места. Альба и Девочка вообще никуда не рыпались.
Альба, Нами, Девочка, Кукла, Альма
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909035.jpg)
Больше конфликтов в стае не было, но именно с той поры зародилась "заклятая дружба" Нами и Куклы, сначала незаметная, но со временем все более очевидная. Это расстраивало меня, так как я любила обеих девок и в моих розовых мечтах забирала их и Гоблина-1 в частный дом и мы все вместе дружно там жили. У сук были другие планы. Нет, они еще долго могли вместе гулять, прессовать кого-нибудь на пару,
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909036.jpg)
а иногда (крайне редко) даже играть
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909037.jpg)
Но все таки между ними чувствовалось напряжение и не было той привязанности, какая порой возникают между часто общающимися собаками. Не скажу точно, но вероятно причиной была я сама. Они ревновали. Кукле как любимице доставалось больше внимания, но Нами отрывалась при первой возможности. Во всех объявлениях про нее я всегда писала "очень отзывчива на ласку" и это была чистая правда.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909038.jpg)
Нами, как кошка, терлась об ноги и готова была забраться к вам на колени. Тогда я еще не ушла с головой в приручение всех вольерников и могла уделять "первенцам" больше внимания. И людей в приюте было больше, так что Нами быстро расширила круг общения. Спустя годы уже не верилось, что когда-то это был абсолютный дичок, панически избегающий контакта с человеком. Ее можно было смело знакомить с людьми, впервые приходящими в приют. Со мной она готова была общаться бесконечно и старалась всячески это демонстрировать. У Рыжей была привычка - когда я пыталась уйти, она хватала меня одной или обеими лапами за ногу, причем делала это именно как рукой. Многие собаки "ловят" нас лапами, но у Нами этот жест получался иначе. Еще она часто могла аккуратно ухватить зубами ладонь или рукав - никогда не делала больно (как, например, это получается у Белки), всегда бралась очень бережно, но настойчиво.
Ласковая с людьми, Нами оставалась строгой с собаками и имела непререкаемый авторитет среди молодых. Когда я взялась за вольерников, Нами стала мой бессменной помощницей - мы вместе выгуливали и воспитывали партию за партией. Забавно было видеть, как щенки, зачастую уже переросшие свою воспитательницу, прижимали уши, когда она, небольшая и тощая, вставала перед ними. Все мои воспитанники прошли через школу Рыжей.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909039.jpg)
Но я никогда так и не увидела, чтобы Нами крепко сдружилась с кем-то из собак. Она свободно общалась со многими, но привязанности не было. Она могла больше гулять с сидящими рядом кобелями - сначала Вальтером, потом Альфом, в последние годы с Рыжиком, а какое-то время ей очень нравился Валет, который сидел далеко, но гулял с ней в одно время. Какой-то период, когда противостояние Нами с Куклой стало уже ясным, а вторая начала набирать себе стаю, я попыталась подружить Нами с Ворчунами, тем более у них было общее звено - Альф. Мы даже гуляли вместе и без драк, но видно было, что сукам некомфортно, в первую очередь, Нами, потому что это была стая Куклы и Рыжей приходилось уступать. Не всегда правда. Так, как-то на прогулке, совсем еще молодая (но уже лошадь) Петра, насмотревшись на вожачку, решила тоже прессануть Нами. Через секунду лежала под ней пузом кверху и очень удивленная. Для Нами размер противника не имел значения (за редким исключением, когда это была, например, медведеподобная Верба, которая тощую нахалку лапой бы перешибла). Во время выгула она спокойно ходила и со "своими" на дальних будках, и на фасаде со стаей Валета, которые, можно сказать, тоже считали ее своей, вожак так точно. Когда Верба однажды шваркнулась на Нами, Валет кинулся ей на защиту и позвал остальных. В другой ситуации он мог и сам указать Рыжей на ее место (с ним она была мягче), но тут же чужак напал. А так с суками Нами не церемонилась, ей ничего не стоило прийти во 2-й или 3-й вольер и сказать тамошним хозяйкам, чтоб не отсвечивали. Сестры в третьем очень территориальные (в свое время они убили Сушку, перелезшую к ним через стенку), но даже они робели и отступали. В собачьем мире далеко не все решает сила, уверенность в себе куда важнее.
К сожалению, не случилось у Нами выдающейся внешности, чтобы на нее падал взгляд людей, приходивших выбрать себе питомца. На вид это была простая тощая рыжая дворняжка, каких море. Никто никогда не спросил про нее и такая замечательная собака навсегда осталась незамеченной жить в приюте. Прошлой осенью мы с боем пролечили ее от венсаркомы (химия давалась ей тяжело), но никаких других болячек, в том числе возрастных, у Нами не наблюдалось, она была бодра и весела еще этим летом и я никак не могла подумать, что все закончится так скоро.
После обнаружения опухоли молочной железы у Малышки, я включила паранойю и проверила всех наших старших сук. Нашла опухоли у Дуни и Нами. Я не так расстроилась из-за Рыжей, потому что у нее была только одна "горошинка", которая могла бы существовать без изменений несколько месяцев, а то и лет. С Дуней все было гораздо хуже... Но Дуня по-прежнему с нами и пока что опухоли совсем не беспокоят ее. А вот Нами больше нет. Спустя год после первого случая, у нее снова вскрылась венсаркома. Я встревожилась, все таки нехорошее сочетание, сразу две опухоли, но подумала, что сейчас пролечим саркому и можно жить дальше (некоторые у нас уже по 6-7 лет живут после химии и умирать не собираются). Но кровотечение полностью не прекратилось ни после первой капельницы, ни после второй, ни даже после третьей. Меньше, чем за месяц, Нами прямо у нас на глазах угасла. В последние две недели на животе у нее стали прощупываться множественные внутренние опухоли и надежда пропала окончательно.
Месяц назад все было хорошо, Нами радостно лезла обниматься, бегала по территории, строила молодежь, дразнила собак, обтираясь об решетки вольеров и выгула (была у нее такая вредная привычка) - словом жила полной жизнью. И вот уже кости выпирают из-под рыжей шкуры, а собаку шатает, когда ее гладишь, и на прогулке она никуда уже не бежит, никого не дразнит и больше не хватает за рукава.
Я попросила Свету приехать в субботу, чтобы успеть спокойно погулять и пообщаться с Нами в последний раз, а не усыплять ее "на бегу" в будни. Умерла рыжая у меня на руках, как все мои воспитанники, быстро и тихо, у организма просто не было сил бороться. Мы не можем себе позволить хоронить всех наших умерших собак - потому что для этого потребовалась бы территория с еще один такой приют. Но своего первого прирученного дичка я все таки похоронила на одном из местных неофициальных кладбищ домашних животных. Очень жаль, что при жизни Нами так и не довелось побывать за пределами приюта. Это была отличная собака, ей просто не повезло.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909040.jpg)
читать дальшеНами родилась ориентировочно в июле 2009 года. Когда и как попала в приют - никто уже не вспомнит. На фото она впервые засветилась осенью, но я тогда не знала, как дорог мне станет этот щенок, я тогда еще не возилась особо с вольерниками.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909034.jpg)
Обратила я на нее внимание, когда летом 2010 моя Кукла переехала в 3-ий вольер. Сначала я выгуливала только свою подопечную, да иногда выпускала ручную тихоню Девочку, остальные были дичками и человека не подпускали, о прогулках и речи не шло. И тогда мне впервые пришла в голову идея приручить дикаря (и это был мой крест на следующие пять лет, чтоб его).
Первое время это был кошмар. Когда одна, когда вдвоем с девочкой-волонтером, мы несколько минут гонялись за тогда еще безымянной рыжей собакой по маленькому вольеру, чтобы зажать где-то в углу и надеть ошейник, потом я вытаскивала ее на жопе на улицу и пыталась наладить контакт. Опустим процесс приручения, я о дичках как-то писала целый пост. Так как с собакой надо было как-то общаться, я дала ей кличку (клички - это тоже отдельная тема, может напишу когда-нибудь про это). Сначала Нами просто сидела оцепеневшей статуей со стеклянными глазами, однако, раз за разом стала оттаивать и уже где-то через месяц под скорлупой дичка обнаружилась очень ласковая и вполне адекватная собака. А еще весьма неглупая.
Нами была вожачкой в вольере и, несмотря на малый возраст, хорошим лидером. Сложно избежать стычек и грызни в тесных вольерах приюта. Особенно когда там одни суки. Особенно когда они подростки. В 3-м вольере было пять сук-подростков - и практически идиллия. Они быстро выстроили четкий ранговый порядок и блюли его, в чем была немалая заслуга именно вожака. Единственный переворот за все время, бескровный и тихий - Кукла сместила Альму со второго места. Альба и Девочка вообще никуда не рыпались.
Альба, Нами, Девочка, Кукла, Альма
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909035.jpg)
Больше конфликтов в стае не было, но именно с той поры зародилась "заклятая дружба" Нами и Куклы, сначала незаметная, но со временем все более очевидная. Это расстраивало меня, так как я любила обеих девок и в моих розовых мечтах забирала их и Гоблина-1 в частный дом и мы все вместе дружно там жили. У сук были другие планы. Нет, они еще долго могли вместе гулять, прессовать кого-нибудь на пару,
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909036.jpg)
а иногда (крайне редко) даже играть
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909037.jpg)
Но все таки между ними чувствовалось напряжение и не было той привязанности, какая порой возникают между часто общающимися собаками. Не скажу точно, но вероятно причиной была я сама. Они ревновали. Кукле как любимице доставалось больше внимания, но Нами отрывалась при первой возможности. Во всех объявлениях про нее я всегда писала "очень отзывчива на ласку" и это была чистая правда.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909038.jpg)
Нами, как кошка, терлась об ноги и готова была забраться к вам на колени. Тогда я еще не ушла с головой в приручение всех вольерников и могла уделять "первенцам" больше внимания. И людей в приюте было больше, так что Нами быстро расширила круг общения. Спустя годы уже не верилось, что когда-то это был абсолютный дичок, панически избегающий контакта с человеком. Ее можно было смело знакомить с людьми, впервые приходящими в приют. Со мной она готова была общаться бесконечно и старалась всячески это демонстрировать. У Рыжей была привычка - когда я пыталась уйти, она хватала меня одной или обеими лапами за ногу, причем делала это именно как рукой. Многие собаки "ловят" нас лапами, но у Нами этот жест получался иначе. Еще она часто могла аккуратно ухватить зубами ладонь или рукав - никогда не делала больно (как, например, это получается у Белки), всегда бралась очень бережно, но настойчиво.
Ласковая с людьми, Нами оставалась строгой с собаками и имела непререкаемый авторитет среди молодых. Когда я взялась за вольерников, Нами стала мой бессменной помощницей - мы вместе выгуливали и воспитывали партию за партией. Забавно было видеть, как щенки, зачастую уже переросшие свою воспитательницу, прижимали уши, когда она, небольшая и тощая, вставала перед ними. Все мои воспитанники прошли через школу Рыжей.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/5/0/5/1505122/85909039.jpg)
Но я никогда так и не увидела, чтобы Нами крепко сдружилась с кем-то из собак. Она свободно общалась со многими, но привязанности не было. Она могла больше гулять с сидящими рядом кобелями - сначала Вальтером, потом Альфом, в последние годы с Рыжиком, а какое-то время ей очень нравился Валет, который сидел далеко, но гулял с ней в одно время. Какой-то период, когда противостояние Нами с Куклой стало уже ясным, а вторая начала набирать себе стаю, я попыталась подружить Нами с Ворчунами, тем более у них было общее звено - Альф. Мы даже гуляли вместе и без драк, но видно было, что сукам некомфортно, в первую очередь, Нами, потому что это была стая Куклы и Рыжей приходилось уступать. Не всегда правда. Так, как-то на прогулке, совсем еще молодая (но уже лошадь) Петра, насмотревшись на вожачку, решила тоже прессануть Нами. Через секунду лежала под ней пузом кверху и очень удивленная. Для Нами размер противника не имел значения (за редким исключением, когда это была, например, медведеподобная Верба, которая тощую нахалку лапой бы перешибла). Во время выгула она спокойно ходила и со "своими" на дальних будках, и на фасаде со стаей Валета, которые, можно сказать, тоже считали ее своей, вожак так точно. Когда Верба однажды шваркнулась на Нами, Валет кинулся ей на защиту и позвал остальных. В другой ситуации он мог и сам указать Рыжей на ее место (с ним она была мягче), но тут же чужак напал. А так с суками Нами не церемонилась, ей ничего не стоило прийти во 2-й или 3-й вольер и сказать тамошним хозяйкам, чтоб не отсвечивали. Сестры в третьем очень территориальные (в свое время они убили Сушку, перелезшую к ним через стенку), но даже они робели и отступали. В собачьем мире далеко не все решает сила, уверенность в себе куда важнее.
К сожалению, не случилось у Нами выдающейся внешности, чтобы на нее падал взгляд людей, приходивших выбрать себе питомца. На вид это была простая тощая рыжая дворняжка, каких море. Никто никогда не спросил про нее и такая замечательная собака навсегда осталась незамеченной жить в приюте. Прошлой осенью мы с боем пролечили ее от венсаркомы (химия давалась ей тяжело), но никаких других болячек, в том числе возрастных, у Нами не наблюдалось, она была бодра и весела еще этим летом и я никак не могла подумать, что все закончится так скоро.
После обнаружения опухоли молочной железы у Малышки, я включила паранойю и проверила всех наших старших сук. Нашла опухоли у Дуни и Нами. Я не так расстроилась из-за Рыжей, потому что у нее была только одна "горошинка", которая могла бы существовать без изменений несколько месяцев, а то и лет. С Дуней все было гораздо хуже... Но Дуня по-прежнему с нами и пока что опухоли совсем не беспокоят ее. А вот Нами больше нет. Спустя год после первого случая, у нее снова вскрылась венсаркома. Я встревожилась, все таки нехорошее сочетание, сразу две опухоли, но подумала, что сейчас пролечим саркому и можно жить дальше (некоторые у нас уже по 6-7 лет живут после химии и умирать не собираются). Но кровотечение полностью не прекратилось ни после первой капельницы, ни после второй, ни даже после третьей. Меньше, чем за месяц, Нами прямо у нас на глазах угасла. В последние две недели на животе у нее стали прощупываться множественные внутренние опухоли и надежда пропала окончательно.
Месяц назад все было хорошо, Нами радостно лезла обниматься, бегала по территории, строила молодежь, дразнила собак, обтираясь об решетки вольеров и выгула (была у нее такая вредная привычка) - словом жила полной жизнью. И вот уже кости выпирают из-под рыжей шкуры, а собаку шатает, когда ее гладишь, и на прогулке она никуда уже не бежит, никого не дразнит и больше не хватает за рукава.
Я попросила Свету приехать в субботу, чтобы успеть спокойно погулять и пообщаться с Нами в последний раз, а не усыплять ее "на бегу" в будни. Умерла рыжая у меня на руках, как все мои воспитанники, быстро и тихо, у организма просто не было сил бороться. Мы не можем себе позволить хоронить всех наших умерших собак - потому что для этого потребовалась бы территория с еще один такой приют. Но своего первого прирученного дичка я все таки похоронила на одном из местных неофициальных кладбищ домашних животных. Очень жаль, что при жизни Нами так и не довелось побывать за пределами приюта. Это была отличная собака, ей просто не повезло.